Все мы потребители. И нередко - потребители пострадавшие. Можно смириться с этой ролью, а можно бороться за свои права. Активность и грамотность потребителей, как известно, стимулирует добросовестность тех, кто предлагает нам товары и услуги. Специалисты Центра защиты прав потребителей предлагают вниманию читателей «СК» несколько примеров из своей практики. Делайте выводы, как себя надо вести, чтобы не быть вечно облапошенным. Тема первая - курортная. Люди, обратившиеся в Центр защиты прав потребителей, сообщили, что купили путевку на одну из местных турбаз по объявлению в газете. Позвонили, им назначили встречу в какомто офисе, потом взяли деньги (четыре с лишним тысячи), взамен выписали квитанцию об оплате, она же должна была сыграть роль пропуска на турбазу. Когда пришло время отдыхать, «курортников» на турбазу не пустили, сказали, что квитанция «левого» происхождения и никакого отношения к конкретной базе отдыха не имеет. Пришлось выложить еще раз приличную сумму, иначе отпуск был бы окончательно загублен. По приезде домой выяснилось, что газета с телефоном ложного туроператора выброшена, в других ее номерах это объявление не повторялось. В офисе, где состоялась передача денег, ничего пояснить не смогли. Предположили, что мошенники завели своих клиентов наудачу, усадили на диваны в холле, взяли деньги и были таковы. - Исправить ситуацию в этом случае невозможно, - говорит руководитель Центра Григорий Каленов. На сленге это называется «лохотрон». Он процветает не только в Москве, но и в Ульяновске. Средство против него - бдительность, здравомыслие и чувство самосохранения. Еще одна отпускная тема - автобусные туры в Санкт-Петербург и другие города. Тут жалобы типичные: автобус не настолько комфортабельный, как было обещано, сервис до крайности ненавязчивый, условия проживания аскетичные. Что тут делать? Как выяснилось, писать претензии - грамотно, обоснованно - и направлять туроператору, который все это вам предоставил. Можно рассчитывать с большой долей вероятности, что часть суммы за пережитые неудобства вернут. В идеале, конечно, было бы отдыхать и неудобств не испытывать вовсе. На этот случай совет: с туроператором необходимо не только заключить договор, но и получить от него документ, в котором были бы четко оговорены условия обслуживания. Если сотрудники конкретной компании вам отказывают в этой малости, смело разворачивайтесь и идите к их конкурентам. Ситуация третья: люди собрались в августе поехать отдыхать за границу. Туристическое агентство берется получить для них визу. Не успевает. В самой вежливой форме клиентам сообщают: виза будет в сентябре, извините, конечно, но заминка произошла не по нашей вине. Не важно, по чьей вине, утверждают в Центре защиты прав потребителей. Закон в этом случае предусматривает не только расторжение сделки, но и выплату неустойки за несвоевременно оказанную услугу.