UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 20 августа 2005 года №116(2674)


   ЧИТАЮТ ВСЕ! 
В «тени всадника» много загадок


Издательство «Олма-пресс. Звездный мир» выпустило последний роман Анатолия Гладилина «Тень всадника».
Многим имя автора и представлять не надо. Кто помнит по каким-то причинам оттепель 60-х годов прошлого века - то ли увлекался в то время современной литературой, то ли сейчас изучает наших современников, - тот, конечно, понимает значение слов «молодежная проза» и вспомнит, что у ее истоков два писателя - Василий Аксенов и Анатолий Гладилин. Такие разные, но их объединяет многое. Например, схожесть судьбы. Оба буквально вытолкнуты в эмиграцию: Аксенов - в США, Гладилин - во Францию. Вот уже 25 лет он там, благо перестройка открыла дорогу нашим писателям, и они теперь без труда могут приезжать на родину. Впрочем, остаться почему-то никому не хочется.
Из нашей страны Гладилина выгнали за публикацию в журнале «Юность» «Хроники времен Виктора Подгурского». А пока жил в закрытой еще эмиграции, он написал там еще несколько романов, которые стали нашим читателям известны благодаря радио «Свобода», но тем не менее в большинстве своем они остались нами непрочитанными. Книг у него не так уж и много - оттого, как пожаловался однажды Гладилин в одном из интервью, что журналистика отнимает слишком много времени.
«Тень всадника» претендовала бы на принадлежность к жанру исторического романа, но от истории в романе не осталось ни одного, пожалуй, факта, кроме настоящих, исторических, имен. А вообще в книге собраны такие разнообразные жанры, что только диву даешься, как они могут уживаться друг с другом. Здесь есть все: острый сюжет, война, преступления, загадочные истории, смерть и любовь, очень много любви. Потому роман должен быть интересным широкому кругу читателей. И пусть за свою нравственность никто не боится: эротические сцены описаны красиво и со вкусом, но нисколько не вульгарно. А самое загадочное - то, что герой прожил несколько жизней за 200 лет, встречаясь с Робеспьером, Наполеоном, побывав любовником прекрасной и великой Жозефины.
И вот, начав с Сент-Жюста, благородного, хладнокровного, ведущего спартанский образ жизни и не знающего, что такое страсть к женщине, он уже в наше время превращается в СанДжайста, готового пойти радиэтого чувства на позор, на любую слабость, вплоть до самоубийства. Предметом его любви была эмигрантка из советской Латвии. Впрочем, это не основная линия его жизни. Ему досталось и от нашей системы - ощутил на себе методы КГБ и советских лагерей. Но, став в конце своего 200-летия малодушным слабохарактерным французским профессором, он превратился в тень своего предшественника, тень истории.
Заканчивается книга пессимистически, но это не портит о ней впечатления.

Богдан ХИТРОВО.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz