Одна моя знакомая всерьез забеспокоилась за судьбу своего восемнадцатилетнего сына. По ее словам, Алексей недавно стал посещать некие, как он говорит, «собрания», общаться с совершенно другими, нежели раньше, людьми. Наслышанная про всякого рода религиозные секты, в которых калечатся человеческие судьбы, Наталья Алексеевна принялась отговаривать сына от этих знакомств. Алексей же уверял, что это вовсе не секта, а христианская церковь, где собираются такие же, как и он, люди, молятся, поют песни, общаются. Но ее насторожило даже то, что Алексей бросил курить и перестал пить пиво. Масла в огонь подливали соседи и знакомые, в один голос призывая: «Спасай сына, он же в секту попал!». Саму Наталью Алексеевну тоже терзали сомнения: если ее сын действительно уверовал в Бога, то почему он не ходит в православную церковь, а посещает какие-то собрания в неизвестно кем арендованных помещениях? Как оказалось, подобная история далеко не единична, а религиозных общин, одну из которых и посещает Алексей, во всей нашей области - около трех десятков. И это только христианских-протестантских. Счету не поддаются Баптисты, пятидесятники, лютеране, методисты, мормоны. Евангельские христиане, церковь адвентистов седьмого дня и другие. Это лишь некоторые из официально зарегистрированных в период 80-90-х годов общин. Сколько всего подобных религиозных групп по области на самом деле, вам никто не скажет. Такое разделение вызвано разными прочтениями Библии и выделением тех или иных ее тезисов. Так, адвентисты седьмого дня почитают субботу (в этот день запрещено работать, а разрешено только молиться), пятидесятники - воскресенье. В основном же отличия - в форме проведения богослужений. Если харизматы в ходе собраний активно используют танцы, то у пятидесятников они считаются грехом. Объединение «Евангельские христиане» отличает более модернизированный характер богослужений (преобладают современные песни, стили). Крайне противоречивым и выходящим за рамки протестантизма считается строго иерархическое и авторитарное «Общество свидетелей Иеговы». Утверждается, что существует единственный бог - Иегова, творец и хранитель. «Свидетели» отрицают христианское учение о троичности бога, уверяя, что это учение происки сатаны. Отрицается также существование ада и бессмертной души. Закрытость и иерархичность «Общества свидетелей Иеговы» сформировали в общественном сознании негативный образ иеговистов как основной «тоталитарной секты». Во многих регионах их стараются не регистрировать, а пресса, в особенности православная, представляет «Общество свидетелей» в качестве опасной «шпионской» сети. Характерно для этой общины и агрессивное миссионерство. Многие ульяновцы сталкивались на улицахгорода с людьми, которые с ходу вызывали на откровенный разговор и вежливо, но настойчиво призывали посетить некое мероприятие. Нужен дом «Почему же в обществе сложилось такое неоднозначное отношение к подобным религиозным общинам?» - задаю вопрос одному из руководителей таких сообществ. По его словам, главной проблемой является то, что почти ни одна из религиозных групп не располагает своим «молельным домом» (исключение - лютеране, чья кирха находится на ул. Ленина). Так что, в лучшем случае, - это аренда помещения, если же прихожан не столь много, то собрания устраиваются в квартире (доме) одного из членов общины. Это, понятное дело, вызывает недовольство соседей, а значит, и негативное отношение. Финансовую базу общин составляют пожертвования прихожан, а также международная помощь от иностранных (в основном - из США) «коллег». По заверениям членов религиозных обществ, взаимоотношения между ними носят мирный характер, хотя каждый отстаивает свою точку зрения. В доказательство они привели тот факт, что в кирхе регулярно проходят собрания пасторов всех религиозных групп, где все они молятся за общее благополучие людей. Может, запретить? Официальная церковь категорически против протестантских течений и, наверное, горячо поддержала бы власть, надумай та наложить на деятельность таких религиозных групп запрет. Правда, в этом случае получилось бы, пожалуй, еще хуже. «Альтернативщики» ушли бы в подполье и оказались недоступны для «государственного глаза». А будучи легально зарегистрированными, они как бы стоят на учете. Другой вопрос, почему молодые люди подпадают под их влияние. Значит, не находят по какой-то причине удовлетворения своим запросам в православии. Вот что нуждается, видимо, в изучении и анализе, но исследования на эту тему попадаются редко. Будь они распространены, той же Наталье Алексеевне было бы легче разобраться, что происходит с ее сыном и чего ему не хватает.