UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 16 августа 2005 года №114(2672)


«Ушел из дома, живу на улице»


До 18 лет ты - ребенок, и ответственность за тебя несут родители. Нет родителей, или они лишены прав на тебя - ты сирота, и за тебя в ответе государство. А если родители живы и права на тебя у них есть, но родителями назвать их сложно?
      Орлы с подрезанными крыльями
Так иногда беспризорников называют работники управления семьи областного департамента соцразвития, занимающиеся в том числе и профилактической работой с ними. В базе данных управления их сейчас 502 человека со всей области, ульяновских - 116. И еще более трех тысяч семей в области, находящихся в социально опасном положении. Своеобразная группа риска. Чтобы ребенок из такой семьи стал считаться безнадзорным, нужен сигнал из школы, от соседей или из милиции. Тогда районная администрация начинает работать с семьей. Если установят, что за ребенком надзор родителями не ведется, и жизнь в семье может угрожать его здоровью, и родители напишут заявление (это делает большинство из них), его поместят в приют - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Там он пробудет минимум три месяца. За это время решится вопрос: или семья готова ребенка принять обратно, или речь уже идет о лишении родительских прав. Три месяца минимум - это если не сбежит, потому что бегают многие.
Чтобы не бегали, в оздоровительном лагере «Хоббит», где уже четвертый год летом проходят специальные смены для безнадзорных несовершеннолетних, безвыездной режим для всех - не только детей, но и сотрудников, с ними работающих. Сюда попадают самые сложные. Например, Петр (имя изменено), 15 лет, четыре класса школы. В лагерь попросился сам - уже в третий раз в «Хоббите». Он из Ульяновска, на учете как беспризорник числится с 2001 года. Живет с матерью, она с его отцом в разводе.
Убегать умеет профессионально.
Идет под руки с двумя милиционерами, скажет, что шнурок развязался, наклонится завязать... И деру, как только милиционеры отвлекутся. Этим летом в лагерь таких привезли 132 человека; сбежавших, как и в предыдущие годы, не было.
      Страх перед городом
Большинство привыкло считать, что безнадзорные - проблема главным образом городская. Оказывается, нет. В этом лично смогли убедиться работники Областного центра психологической помощи семье и детям. Недавно они выезжали по районам в сельские малозатратные лагеря для детей из трудных семей, созданные на базе школ. Трудных детей на селе предостаточно. Для родителей работы по месту жительства не находится, они уезжают в город, причем на долгое время - недели, месяцы. Дети остаются предоставленными сами себе. Лагеря на базе школ - возможность занять их хотя бы на день.
Правда, местные педагоги, работающие в лагерях, имеют мало подобного опыта. Чтобы им помочь, и организуют поездки психологов. Специалисты Центра проводят методическую работу с преподавателями, тренинги с детьми, отвечают на вопросы учителей по каждому конкретному ребенку. Таких вопросов всегда оказывается масса. У одного из сельских мальчиков, отдыхавших, правда, не в школьном лагере, а в том же «Хоббите», за время смены умерла мама - единственная родственница. Учителя из его школы даже не знали, как реагировать: сообщать ему или нет, оформлять в детский дом (мальчику 17 лет), чем его занять. Сейчас решение найдено: он собирается учиться на газосварщика.
У деревенских и другая проблема - страх перед городом. Как говорит психолог Центра Юлия Рыбочкина, сельские дети поразительно отличаются от городских. Они неискушенные и более застенчивые.
Очень боятся ехать учиться в областной центр, особенно девочки, но при этом понимают, что оставаться в деревне не имеет смысла - нет никаких перспектив. Уезжают в город, а потом вляпываются в разные истории.
И ничего не поделаешь. Фактически они остаются один на один со своим будущим. Хоть им - и деревенским, и городским - нет еще 18 и у них есть те, кто за них отвечает и у кого на них родительские права.
      Он будет жить
Мальчик спал на бетонном ограждении у стройки на улице Минаева. Времени было около 10 часов утра. Мимо проходили люди: в основном спешащие на работу, несколько бабушек с внуками. Увидев спящего, притормаживали, бабушки брали внуков за руку покрепче.
Не останавливался никто. На цыганенка, а мало бы кто удивился, увидев его в такой ситуации, мальчик похож не был. Да и одежда на нем была, хоть и потертая, но болееменее чистая.
Что делать, я тоже не представляла. Вызывать милицию? А кто сказал, что она ему поможет. Зато было понятно, что точно поможет еда большего я придумать не смогла.
Услышав: «Просыпайся, я тебя покормлю» - мальчик открыл глаза.
Шоколадку взял сразу же. Пока ел, рассказал свою историю.
Зовут его Рамиль. Ему десять лет. Ночует на улице, потому что ушел из дома. Там бабушка, как он сказал, заболела. Чем - не знает.
Вполне вероятно, обычным алкоголизмом. Больше родственников у Рамиля нет. Бродяжничает уже месяца четыре - как стало тепло.
Обычно ходит с другими мальчишками по кафешкам у ЦУМа, их таких в компании человек 20. Кого родители из дома выгнали, кто сам ушел. Едят то, что подадут. Милиции не боится, там у него знакомые - забирали уже три раза. Бабушку навещает - ездит почти каждый день, школьникам же проезд на трамвае летом сделали бесплатным. Правда, в школу он давно уже не ходит. Но не пьет и не курит. Что дальше собирается делать? Ответ краткий и категоричный: «Я жил и буду жить».

Лидия ПЕХТЕРЕВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz