Разгадывая очередные архитектурные ребусы города вместе с Ириной Котовой, научным сотрудником музея архитектуры, мы обнаружили не только массу приятнейших деталей на старинных зданиях, которыми можно было бы любоваться, если бы не наша вечная спешка. Еще обнаружилась пропажа. Нет, к счастью, потерян не шедевр зодчества, но, оказалось, мы утратили общеупотребительный когда-то архитектурный язык. Говорят, раньше слова "маскарон", "меандр", "кадуцей", "ризалит" были понятны даже извозчикам и гувернанткам, а для современного человека эти понятия, как китайская грамота. Напомнить об этом культурном пласте нелишне, тем более что Ульяновск сумел сохранить яркие наглядные примеры. Как-нибудь, проходя мимо театра кукол, сбавьте шаг, взгляните на виньетку в округленной угловой части здания (ризалите). Вообще-то этот элемент - "виньетка" только для непросвещенного человека, на самом деле знак называется кадуцеем. Использовали его как предмет архитектурного декора, начиная с эпохи Возрождения. С тех пор людям всегда было понятно, что этот жезл, обвитый двумя змеями, является атрибутом бога торговли Меркурия. В древности такой жезл-посох гарантировал неприкосновенность своим владельцам - странникам, вестникам, глашатаям. Так что символический знак не случайно брали "на вооружение" почти все старые европейские банки. Кадуцей использовал и симбирский архитектор Август Шодэ при строительстве Государственного банка (ныне здание театра кукол). В начале ХХ века Симбирск мощно обновлялся, в основном перестраивалась Большая Саратовская улица (ныне Гончарова), именно тогда появились самые значимые памятники архитектуры. В российской архитектуре процветал неоклассицизм, дошел он и до провинциального Симбирска, его образцом здесь стало здание губернской земской управы архитектора Дмитриева. Сегодня здесь почтамт. Дмитриев украсил здание орнаментом, подавал его крупно, броско, ярко. Самым распространенным элементом стал классический меандр, который еще в античности активно использовался на амфорах, в одежде и так далее. (Меандр происходит от латинского "движение", "течение", свое название получил от реки Меандр, отличающейся извилистым руслом). На этом же здании присутствует маскарон, то есть маска льва. Обычно маскароны помещались над окнами, а Дмитриев их расположил в капители и объединил с симбирским гербом. Использование этих деталей в свое время предполагало, что люди понимали их значение и смысловую нагрузку. Но этот архитектурный язык сегодня можно считать исчезнувшим. И, к сожалению, духовно богаче от такой потери мы не стали.