UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 14 апреля 2005 года №53(2611)


Сын Стаханова
переехал на склоне лет в Ульяновск


То, что увидели ранним летним утром 22 июня 1941 года пограничники, больше напоминало конец света. Тысячи самолетов, гул которых был сродни звуку миллионов злых ос, приближались к границам СССР. Пограничник Михаил Федорович Фастишков был среди тех, кто участвовал в самых первых боях с фашистской армией.
      Последняя встреча с отцом
Войну Михаил Фастишков мог бы, наверное, встретить и совсем иначе. Подростком он остался сиротой, его усыновил шахтер, который через несколько лет стал примером для миллионов рабочих нашей страны - Алексей Стаханов. Михаил Федорович рассказал «Симбирскому курьеру» о том, как он стал приемным сыном легендарного человека, и вспоминал, конечно, о войне.
В семье Фастишковых, помимо сына Михаила, росли две дочери. После смерти родителей (голодное настало время, в деревнях были даже случаи каннибализма) Михаил хотел было прорваться в столицу, но на подступах к Москве стояли кордоны воинских частей и не пускали голодный народ. Оставшихся без родителей сирот стали определять в семьи. Но, увы, в любой семье в первую очередь ценились мужские руки, поэтому сестренки оказались никому не нужны, их отдали в детдом. Михаила же взяла к себе рабочая семья Алексея Стаханова. Юноша работал на той же шахте, что и будущий Герой Социалистического Труда, поступил в горно-промышленный техникум. Михаил Федорович вспоминает, что уже через месяц на Почетной доске рядом с портретом отчима висел и его - молодого паренька, только познающего жизнь.
Через некоторое время начался сумасшедший взлет карьеры и славы Алексея Стаханова. Москва. Кремль. Сталин. Тысячи людей, уходя внутрь шахты, стремились к одному - быть похожим на него, Стаханова. И вот уже во всех газетах заголовки пестрят новым термином - «стахановское движение». Забыл ли знаменитый шахтер приемного сына, уехав в Москву?
Следующая встреча произошла только через год. Стаханов приехал на Украину встречаться с шахтерами, а Михаил там же проходил курсы в «учебке» погранвойск. Встретились у озера Ставок в военной палатке. От того Стаханова, которого знал Михаил, не осталось и следа: лощеный костюм, дорогие часы, красивая чужая женщина - говорить отцу и сыну было не о чем. И только прощаясь, Стаханов вдруг обнял курсанта, вывел из палатки и сказал: «Устал я. Мне бы сейчас в шахту, а не на прием к первому секретарю республики. Ты пиши мне, обязательно пиши, - и, помолчав, добавил: - Сынок».
      Еще одна встреча. С Брежневым
Знаменитый шахтер, Герой Социалистического Труда, чей трудовой подвиг Сталин назвал выдающимся социалистическим достижением, мог бы без труда отправить приемного сына в Москву. Мог, но не стал - да и сам Михаил Федорович не желал жить за спиной у знаменитого человека.
В Советскую Армию Михаил Фастишков был призван в 1939 году. Сначала боролся с остатками басмачества, затем служил на границе. Войну Фастишков встретил уже опытным связистом. О тех страшных буднях, даже спустя 60 лет, он не может вспомнить без слез. Рассказал, как однажды один из асов Геринга целый час летал над полем на «Юнкерсе» и методично расстреливал наших солдат, пытавшихся укрыться в высокой траве. Из 159 человек в живых тогда осталось только 27.
«Даешь связь» - это о нем. Бывало, линия фронта растягивалась на несколько десятков километров. Где уж там докричаться. Но связь обеспечивал, невзирая на взрывы, прорывы обороны немцем.
Война забросила полк Михаила Фастишкова на Малую Землю. Ад наяву - так называет он бои в Новороссийске. По 5 тонн металла приходилось на каждого солдата, оборонявшего этот город. Дух бойцов падал, казалось, никто не уцелеет в этом пекле. Именно здесь произошла еще одна встреча, о которой он вспоминает до сих пор. Начальник политуправления армии, молодой полковник Леонид Брежнев тогда пробирался из окопа в окоп, чтобы крепким словцом поддержать приунывших солдат. Леонид Брежнев умел разговаривать с солдатами: где пошутит, а где и покроет бранью фашиста. И вот уже наши вновь автомат в руку и - за Родину, за Сталина.
      Дипкурьер Советского Союза
Майское солнце 45-го светило по-особенному тепло. Долгожданная победа. Орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, множество других наград Михаилу Фастишкову было с чем возвращаться домой. Вот только не хотел молодой парень всю оставшуюся жизнь провести в воспоминаниях о войне. В детстве, зачитываясь Маяковским, особенно полюбил стихотворение о товарище-теплоходе Нетте, названном в честь дипкурьера Теодора Нетте.
Послевоенную жизнь герой войны связал с работой в Министерстве иностранных дел, стал дипкурьером Советского Союза. И снова были встречи с известными людьми своего времени, и опять опасность. Однажды в Афганистане только находчивость спасла его от катастрофы. Нужно было привезти переписку нашего правительства с тогдашним афганским руководством. Еще в аэропорту заметил: за ним - слежка. По номерам машины вычислил, что американцы. От слежки уйти не удавалось. Зайдя в магазин, где продавались сувениры, дипкурьер дождался, пока американский шпион войдет вслед за ним. Тут Михаил Фастишков сделал почти киношный ход: повернулся к американцу, улыбаясь, подошел к нему, хлопнул по плечу и на чистом английском сказал: «Вас рассекретили, господин шпион». Тот, опешив, разинул рот так, что слова вымолвить не смог. Воспользовавшись замешательством, наш дипкурьер спокойно направился в свою машину. Задание было выполнено.
Если во время войны в память Фастишкова надолго врезались такие географические названия, как Керчь, Феодосия, Новороссийск, то, будучи дипкурьером 15 долгих лет, он запомнил названия столиц самых крупных мировых государств. Афганистан он никогда не любил. Командировки туда считал неудачными. Через много лет Кабул вновь будет давить страшной, тяжелой ношей - один из сыновей погибнет, выполняя свой интернациональный долг.
Последний раз в здание на Смоленской - особняк Министерства иностранных дел Михаил Фастишков входил 25 лет назад.
Шел по коридору и не узнавал родное Министерство - все по-другому: и министры, и дипкурьеры, говорит Михаил Федорович. А с Андреем Громыко общался до последних дней жизни советского министра. «Чудный был человек»,- вспоминает Фастишков.
10 лет назад Михаил Федорович переехал в Ульяновск - зять получил назначение на «Авиастар». Так и живет он среди нас - радист, дипкурьер, герой войны и просто ульяновский пенсионер Михаил Федорович Фастишков. И, может, не написано о нем книг, не снято фильмов, но вся его жизнь - это жизнь человека, отдавшего за свою страну все, что имел.

Родион ТУНИНСКИЙ.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz