В том, что деревья еще не оделись в листву и пребывают в «неглиже», горожане могут обнаружить и плюсы. Только в эту пору можно развенчать стереотип, что здания на улицах нашего города серые и невзрачные, и, в сотый раз пробегая мимо них, не упустить возможности остановиться и зацепить взглядом хотя бы одну деталь архитектуры. Эстетическое удовольствие будет гарантировано. Ведь украшения фасадов зданий способны дать не меньший заряд, чем посещение выставочного зала или ювелирного салона. Пройтись с «СК» по улицам, рассказать о неброских, на первый взгляд, но в то же время ярких архитектурных примечательностях города согласилась научный сотрудник музея архитектуры и градостроительства Ирина Котова. Начать решили с шедевров - зданий архитектора Федора Ливчака. Останавливались ли вы когданибудь напротив кинотеатра «Художественный»? Найдите минут пять, лучше в солнечный день или на закате, и увидите, как на фасаде здания начинает мерцать золотом керамическое панно, а ажурная вязь металлических ограждений создает впечатление призрачности и ирреальности сооружения. А прогуливаясь по улице Ливчака, поднимите голову у Дома актера и вглядитесь в майоликовое панно под крышей с изображением растительности и глухарей. Фасад здания УлГУ на улице Льва Толстого, конечно, займет больше времени: наполненное символическим декором здание вообще можно рассматривать, как ребус. Две гигантские совы, например, - символ мысли. В медальонах среди орнамента можно рассмотреть русских богатырей - они олицетворяют силу. В отделке фасада фигурируют мотивы сказок: гамаюн - птица вещая, гриб-мухомор, райская птица, бочонки и так далее. На мозаичном панно здания изображен герб Симбирска на фоне восходящего над волжским простором солнца. А само здание архитектор Федор Ливчак задумал в виде колоссальной избы с двускатной коньковой крышей, что было вполне уместно для тогдашнего Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков. Вообще в начале прошлого века провинциальный Симбирск по своей архитектуре не уступал столице. Это был расцвет эпохи модерна, когда архитекторы очень серьезно относились к фактуре материала, цвету фасадов, всячески разнообразили цветовую гамму зданий. Приверженец модерна Федор Ливчак не мог не использовать новые приемы и стал украшать свои здания майоликовыми фризами, панно, простенками. Эскизы для панно Ливчак делал сам, а исполнялись они в фирме «Гельдвейн и Ваулин». Технолог Ваулин известен тем, что работал с художником Михаилом Врубелем, именно на его предприятии выполнялись великолепные панно художника, изразцы для каминов, которые в начале ХХ века получили главные призы на Парижских выставках. Как видите, не замечаемые нами детали зданий не так просты, как кажутся. К ним приложили руки исторические личности, и уже этим могут быть интересны горожанам.