UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 30 октября 2004года №163-164(2523-2524)


Повседневная жизнь Кремля


Постоянный интерес людей к жизни в Кремле подтолкнул руководителя протокола президента России Ельцина Владимира Шевченко рассказать о некоторых тайнах Кремля. В свет вышла его книга «Повседневная жизнь Кремля при президентах». Мы кратко остановились на нескольких эпизодах, рассказанных в ней.
      Кремлевское метро и бомбоубежище
При Сталине под Кремлем построили секретную линию столичного метро. На самом деле это скорее трамвайчик, который ужасно неудобен в передвижении - о комфорте позаботиться забыли. Строили эту подземку для того, чтобы в экстренном случае эвакуировать людей из Кремля и со Старой площади. Дальше секретное метро идет в Волынское и на Ближнюю дачу. В настоящее время кремлевское метро никак нельзя назвать транспортной артерией. Для его дальнейшей эксплуатации требуется капитальный ремонт. Ведь, помимо прочего, там проходит множество подземных коммуникаций, которые со временем ветшают. При Сталине в Кремле было построено и бомбоубежище, расположенное под его квартирой и имевшее два выхода. Руководил строительством Каганович. Рассказывают, что осенью 1941 года во время воздушной тревоги Сталин туда спускался и даже принимал там некоторых военачальников.
      «Ядерный чемоданчик»
Их в стране три: у президента, министра обороны и резервный, в Генштабе. В «чемоданчике» и прилагающейся к нему сумке находится единая система мгновенного реагирования, которая позволяет президенту моментально получить информацию, куда и через сколько минут на нашу территорию упадут вражеские боеголовки, где их можно перехватить и какие ответные действия предприняты. Кроме того, система обеспечивает оперативную связь со всеми инстанциями, отвечающими за оборону и безопасность страны. Решение о применении ядерного оружия может быть принято лишь совместно с президентом, министром обороны и начальником Генштаба. Кейсы, которые принято называть «чемоданчиками», сделаны фирмой «Samsonite», их ширина 10 см, а весят они несколько килограммов. Те, кто их носит, - специалисты, разбирающиеся в электронике и имеющие опыт боевых дежурств. Они находятся при президенте неотлучно круглые сутки. Когда В.В. Путин весной 2000 года летел на «СУ-27», рядом с ним на той же скорости летел еще один истребитель с оператором, державшим в руках «ядерный чемоданчик».
      Как президенты говорят по телефону
Как правило, разговор российского президента с президентом другой страны организует Министерство иностранных дел. К примеру, госдепартамент США выходит на МИД или нашего посла в стране и сообщает, что господин Буш хотел бы поговорить с президентом Путиным. Об этом моментально докладывают помощнику президента по международным вопросам или напрямую самому Владимиру Владимировичу.
Президент назначает удобное ему время, к которому соответствующие службы устанавливают связь: проверяют ее слышимость и качество. Потом начинается разговор с синхронным переводом, за который отвечает МИД. Там в специально оборудованном пункте сидит переводчик-синхронист. С другой стороны тоже задействован свой синхронист, но случается, что тот президент говорит: давайте через вашего будем работать. И тогда, к примеру, американский переводчик только подстраховывает российского.
      Кухня
В Кремле кормят вкусно, разнообразно и дешево. Повара и стряпухи работают лет по 20-40, и секреты их искусства буквально передаются из поколения в поколение.
На кремлевских приемах подаются традиционные блюда русской кухни. Из напитков раньше преобладала водка, теперь вино. Но с российским вином дела обстоят не так благополучно, как прежде. Остались виноградники только в Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях. А потому приходится покупать импортные вина: итальянские, французские, молдавские. Что касается водки, то ее качество отслеживается на одном-двух московских заводах. Основной кремлевский комбинат питания находится на Старой площади. Там есть построенная в советские времена столовая на тысячу с лишним посадочных мест. В Кремле кухня своя, небольшая, там готовят на 200-250 человек. В той части здания, где сидит руководящий состав аппарата президента, есть небольшая столовая, здесь можно поесть, если накануне предварительно был сделан заказ. Когда проводится большое мероприятие, дежурная официантка остается на рабочем месте до специального распоряжения руководителя подразделения, которое это мероприятие проводит. Со сталинских времен в Кремле существует особая кухня. Последний раз ее капитально модернизировали при Ельцине, и теперь святая святых Большого Кремлевского дворца соответствует последнему слову кулинарной техники. Во все времена кухня была секретным объектом, теперь она находится в ведении Федеральной службы охраны. В советские годы все, кто работал на кухне, начиная с поваров и заканчивая обслугой, были сотрудниками госбезопасности.
Членов Политбюро и кандидатов называли «объектами», причем у каждого из них был свой порядковый номер, хотя на кухне, конечно, знали, какое имя под этим номером закодировано. Пробу с пищи снимал санитарный врач, после чего продукт укладывали в специальный контейнер и ставили на сутки в холодильник. Сотрудникам особой кухни на работе поесть разрешалось, но с набитыми сумками они домой не уходили. К спецбазе, поставлявшей отменные продукты, персонал доступа не имел, зато на большие праздники - 7 Ноября, Новый год и 1 Мая - они могли приобрести заказы: языки, судака, ножки на холодец, икру.
Покушать все наши руководители любили. Застолья и у Сталина, и у Хрущева, и у Брежнева были обильные и длительные. Горбачев тоже знал толк в хорошей еде и отсутствием аппетита не страдал. Ельцин в еде был неприхотлив, предпочитал простую пищу.
      Здоровье
Как и в советское время, сотрудники администрации могут приобрести с хорошей скидкой путевку в комфортабельный санаторий, пользуются услугами кремлевской поликлиники и больницы. В самом Кремле поликлиники нет, есть небольшой медпункт для оказания экстренной помощи.
Центральная клиническая больница (ЦКБ) всегда была местом, где останавливались на лечение зарубежные гости ЦК КПСС, элита коммунистических и рабочих партий всего мира и их родственники. Здесь их обследовали, прежде чем направить на реабилитацию в Крым, на Кавказ или в здравницы Подмосковья. Здесь лечили и выхаживали. В центральном корпусе ЦКБ есть спецблок для пребывания там генерального секретаря, а теперь президента Российской Федерации. Это большой трехкомнатный люкс, где можно работать: принять кого-то для беседы, провести совещание. Еще в советское время здесь же был оборудован специальный блок для зарубежных гостей высшего уровня. В соответствии с международной практикой принимающая сторона обязана обеспечить главе иностранного государства место в больнице на случай непредвиденных обстоятельств. Сегодня, как и прежде, это палата в ЦКБ. В кортеже высокого гостя на всякий случай должна быть машина «Скорой помощи». Бригада врачей имеет четкие инструкции: если что случится - они привезут гостя в ЦКБ, а там будут обеспечены экстренная помощь и круглосуточное дежурство.
      Угроза для президента
При возникновении чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни президента, для него всегда готов вертолет. В таком случае вступает в действие детально разработанный план, призванный вопреки внештатной ситуации обеспечить безопасность главы государства. Согласно этому плану президент может покинуть Кремль не обязательно на вертолете, но на любых подходящих транспортных средствах. Кроме того, существуют некие запасные точки, так называемые ГО (государственные объекты), откуда при чрезвычайных обстоятельствах президент может руководить страной. Например, в сталинские времена такая точка была оборудована в Куйбышеве, ныне Самаре. Неслучайно именно туда в начале Великой Отечественной войны эвакуировали правительство: там есть все необходимое, в том числе спецсвязь. Мы много десятилетий жили в атмосфере холодной войны, так что у нас было время обеспечить функционирование государственных органов при любом сценарии. Такие центры, как в Куйбышеве, оборудованы и в других местах, не столь удаленных от Москвы. И эти центры поддерживаются соответствующими службами в постоянной готовности.
      Гараж особого назначения (ГОН)
Кремлевский парк насчитывает сегодня менее 150 автомобилей. Среди них «Мерседесы», ЗИЛы, «Фольксвагены», «Вольво», машины других марок. ГОН отличается четкой и слаженной деятельностью. Здесь постоянно ведется огромная профилактическая работа, и не только с автомобилями: водители регулярно тренируются в вождении и стрельбе.
Гараж для оперативных выездов всегда полуоткрыт. Когда в диспетчерскую ГОНа поступает команда: «Кортеж - на выезд!», лимузин президента в сопровождении трех машин срывается с места. Шеф службы безопасности сидит рядом с водителем. После каждой поездки президентский автомобиль вручную моют, затем следует обязательный техосмотр. Машины, стоящие в гараже, осматривают ежедневно, а два раза в месяц тестируют. После капитальной проверки автомобиль обязан опробовать кто-то из руководства ГОНа, и только после этого за руль садится водитель. Раз в неделю все машины полируют и ежедневно вручную моют. Эту работу здесь доверяют только женщинам.
      Кортеж
Российский президент ездит на «Мерседесе», сделанном по специальному заказу. Причем, подав заявку на лимузин, необходимо ждать год, а то и больше, так как заказы на бронированные машины неконвейерной сборки поступают в фирму со всего мира. Лимузинов в гараже каждого главы государства непременно должно быть как минимум два, чтобы было куда пересесть в экстренном случае.
Президент ездит на лимузинах далеко не всегда. Для поездок по стране чаще всего используется микроавтобус. Обычно президентский кортеж включает в себя пять автомобилей. Один основной - «пульман», который идет в окружении двух автомобилей выездной охраны, автомобиль связи и еще может быть один резервный. Автомобиль президента могут сопровождать внедорожники, например, «Мерседесы Е-420».
В Кремле всерьез рассматривают вопрос о том, чтобы президент добирался до своего рабочего кабинета на вертолете. Как в Вашингтоне: стоят люди, собаки, а он подлетает, выходит, и к нему со всех ног бегут корреспонденты.
Но там, на приличном расстоянии от Белого дома, огромная лужайка. А в Кремле - храмы. Один раз, в 1993 году, Ельцин решился приземлиться в Кремле на вертолете. Сели на Соборную площадь и поняли, что никогда больше этого делать не будут. Такой грохот стоял! Без показаний приборов стало ясно, какой ущерб может причинить резонанс кремлевским строениям. И от этой шальной идеи тогда отказались, но она не умерла.

Софья РЫЖОВА, по материалам интернета.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz