UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 23 ноября 2004 года №177(2537)


Разгружал "Индийскую гробницу"


Люди старшего поколения помнят, с каким успехом в послевоенные годы шли в кинотеатрах трофейные фильмы. На сеансы невозможно было попасть. А чтобы купить билеты, с утра занимали очередь в кассу. Для многих эти фильмы стали открытием западного образа жизни.
      Трофеи из Берлина
- Мне было всего 10 лет, когда отец, приехав после окончания службы в Ульяновск, взял меня на один из таких фильмов, - рассказывает ульяновец Андрей Аркадьевич Макарин. - Это было в конце сороковых. Шла "Индийская гробница".
Эту картину я запомнил на всю жизнь.
Помню, отец рано утром ушел за билетами и вернулся лишь к обеду. Вечером мы всей семьей отправились в "Художку". Уже после картины он рассказал мне, что имеет некоторое отношение к этому трофею. Я наивно спросил: "Ты разве снимался в кино?". Оказалось, после войны отец разгружал трофейные фильмы.
Аркадия Макарина в конце войны отправили учиться в одну из московских военных школ. На фронт он так и не попал.
Война закончилась. Началась другая жизнь.
Как-то в один из осенних дней 45-го года на товарную станцию столичного вокзала пришел большой состав из Берлина. Вагоны сразу же оцепили энкавэдэшники, начали проверять бумаги, осматривать состав. Потом приехали чиновники с генералами. А после к станции подогнали роту курсантов и солдат из военных школ и училищ.
Построили прямо на платформе и приказали разгрузить состав. В вагонах находились трофеи - добро, вывезенное из Берлина.
Макарин с товарищами разгружал один из таких вагонов. Он был весь забит огромными ящиками. Что в них, никто не знал. Но во время разгрузки один треснул, из него полетела кинопленка.
Ребята удивились. Неужели какой-то кинофильм стоило везти из самого Берлина? Один курсант поднял пленку и попытался посмотреть отдельные кадры, но тут же набежали командиры. Отругали парня. Потом осторожно положили пленку обратно в ящик, основательно его забили. Позже, когда весь состав разгрузили (на это ушел почти весь световой день), курсантам объяснили, что в Москву привезли западные трофейные кинофильмы.
Но это им ни о чем не говорило.
      Секретные просмотры
Когда война закончилась, пригород Берлина, в котором, кроме киностудий, находился богатейший архив фильмов и документов, оказался в зоне советской оккупации. Все эти богатства отправили в Москву. Сотрудники Госфильмофонда начали разбирать архив (и разбирали его в течение нескольких лет), в котором были сотни западных кинофильмов. Но показывать фильмы широкой публике сначала боялись. А вдруг это идеологическая диверсия? После войны всего можно было ожидать.
Поэтому сначала устроили секретные просмотры трофейных картин для высших начальников. Из богатого трофея отобрали лишь развлекательные и познавательные картины. Но даже и такие фильмы внимательно изучали.
Кто-то из высших партийных боссов дал добро на прокат. Говорили, что несколько фильмов смотрел лично Сталин. И ему они понравились.
Первыми мировые шедевры смогли посмотреть москвичи. Потом были сделаны сотни копий, и уже через год-другой фильмы появились в кинотеатрах провинциальных городов. В том числе и в Ульяновске.
      Выпускали анонимно
- Отец рассказывал, что составов с кинолентами было несколько, - говорит Андрей Аркадьевич. - Никто тогда и представить не мог, что эти картины когда-нибудь выпустят на экраны. Отец думал, что немецкие фильмы воспевают Гитлера, и их специально привезли в Союз, чтобы немцы не смогли подпольно их посмотреть. Вообще отец любил кино.
Он, кажется, не пропустил ни одного трофейного фильма.
Зрители старшего поколения помнят, что трофейное кино, как правило, начиналось с текста "Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армии немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году". Ленты выходили анонимно. В них не было титров, из которых зрители смогли бы узнать, в какой стране снимался фильм, кто его авторы и какие актеры в нем играют.
Народу предлагали посмотреть просто заграничное кино.
Кинотеатры и клубы заполонили десятки трофейных кинофильмов. Расходы на подготовку их к демонстрации были мизерные (перевод, пленка, печать - и никакой рекламы). Иногда в советском прокате меняли название фильма. Например, публика, видевшая "Чудесного исцелителя", так и не узнала, что поставил его один из классиков мирового кино Георг Вильгельм Пабст, что главную роль в нем сыграл знаменитый Вернер Краус, и что фильм назывался по имени своего героя, великого медика - "Парацельс".
Ульяновцы в конце сороковых - начале пятидесятых годов, как и все жители советской страны, смогли увидеть картины с участием певцов Джильи и Карузо, музыкальное ревю с Марикой Рекк "Девушка моей мечты", приключенческие ленты "Индийская гробница", "Тарзан", "Каучук" (в прокате "Охотники за каучуком"), биографические фильмы о Рембрандте, Моцарте, Шиллере, экранизацию опер "Тоска", "Чио-чио-сан", флоберовскую "Мадам Бовари" и другие.

Арсений КОРОЛЕВ.



[обратно...|обсудить статью]

Hosted by uCoz