Половина страны - родители и их дети - давно и безуспешно стонет от перегруженности школьной программы, при этом Министерство образования не слишком торопится исправить положение. Но в этом году сдвиг вроде бы произошел: 12летняя работа ученых по созданию новых государственных стандартов образования была завершена, бывший министр образования Владимир Филиппов перед своей отставкой успел даже поставить на ней свою резолюцию, по сути дела узаконить. Однако недавно "Российская газета" сообщила, что Верховный суд признал незаконным последний приказ Филиппова. И новые стандарты вновь зависли. Оппозиция ликует. Школьники учатся по-старому. Новые государственные образовательные стандарты - это фактически новое содержание образования, поэтому вопрос, чему же учить детей, в обществе, конечно же, вызвал ожесточенные споры. Дебаты шли и в Госдуме. Подготовленный проект многие так и не приняли. Чтобы не оставаться в стороне от насущного для многих вопроса и прояснить, вокруг чего ломаются копья, что из себя представляют старые стандарты и новые, мы попросили рассказать заместителя начальника Управления образования области Валентину Основину. - Сегодня наши школьники занимаются по временному стандарту, принятому в 1998 году, - сказала Валентина Александровна. - В нем определено минимальное содержание образования по всем предметам, которое школьники должны усвоить. До этого школа ориентировалась только на учебную программу. Если ученик усваивал ее полностью, то получал "пять", если знаний не хватало - "четыре", за минимум знаний - "три". Новый стандарт должен все поставить на свое место: он определяет минимальный уровень знаний ученика по теме, который оценивается на "три". Если ученик эти знания умеет применять в жизни, получает "четыре", если он в этой теме ориентируется свободно и может знания применить в различных ситуациях, умеет сравнивать, анализировать, то заслуживает высшую оценку. - Но, по большому счету, разницы между старыми и новыми стандартами что-то не видно. - Раньше мы не требовали от ученика усвоения минимума, "тройку" могли "нарисовать" за знания, которых нет. Я как физик двумя руками за принятие нового стандарта, так как он четко определяет, что ребята должны знать, учебный процесс становится более прозрачным. А до этого учитель ориентировался на максимальный объем требований к знаниям учащихся, предлагаемых программой. И он очень многим был непосилен. Государство фактически не контролировало, что именно ученик обязан знать. - Валентина Александровна, каковы, на Ваш взгляд, плюсы и минусы новых образовательных стандартов? - Новый стандарт образования разгружает школьную программу процентов на 20, то есть решает вопрос перегрузки. В нем конкретно по каждому предмету расписано, что ученик должен уметь и понимать. Контролировать процесс обучения будет государство - каждая школа раз в пять лет будет проходить аттестацию. Второе достоинство нового стандарта в том, что он формирует умения, которые пригодятся в жизни: сегодня мы преподаем детям темы, которые ничего общего с жизненными ситуациями не имеют и никогда не пригодятся. Третье достоинство - стандарт определяет перечень требований к оснащенности школы, причем 70 процентов финансирования государство берет на себя. - Если достоинства нового стандарта очевидны, почему же он опротестован в суде? - Я думаю, все дело в нарушении технологии утверждения. Вначале предполагается утверждение на уровне Министерства образования, затем принятие в Госдуме. Но в 2003 году Дума поменялась, и стандарт не был узаконен. Он разработан в рамках модернизации российского образования и работает в связке с ЕГЭ. Он не идет вразрез с государственной политикой и, думаю, все равно рано или поздно будет принят. Новый стандарт образования должен вводиться поэтапно с 2007-2008 учебного года в 1, 5, 10-х классах. У нас еще есть два года на подготовку. - Новый стандарт разгружает учебную программу, а вузы при поступлении предъявляют повышенные требования, следовательно, разрыв между требованиями вузов и базой школьных знаний будет еще больше? - Государственный стандарт - это единый документ и для школ, и для вузов, и вуз не будет иметь права требовать знаний выше планки стандарта. А сейчас университеты на приемных экзаменах могут включать вопросы, которые выходят за рамки учебной программы. - Вы не назвали минусов образовательного стандарта. - Их я сегодня не вижу. Конечно, на учителей ляжет дополнительная нагрузка, их придется переучивать. Да, многие пока не готовы перестроиться, хотя педагогов должно вдохновить то, что теперь нужно давать меньший объем знаний и они более четко обозначены. - Если все так гладко, почему же новый стандарт вызывает такие ожесточенные споры? - Все выступления, отклики, которые слышала я, шли от людей некомпетентных, не знающих школьных программ, проблем, особенностей учебного процесса. Профессионалы его поддерживают.