UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 2 ноября 2004 года №165(2525)


Угра: территория башен


В Музее народного творчества жизнь интереснее, чем на улице. Если хотите увидеть что-то «давно забытое» новое - вам сюда. На днях открылась выставка работ Николая Полисского, московского фотографа,
в прошлом питерского «Митька», которая называется «Башни». Тут мало смотреть, тут целая философия. Художник отказался от «старомодной» живописи и занялся современной скульптурой. Его материалом стали снег и сено, дрова
и лоза. Из них он сооружает демонстрации снеговиков
и дворцы.
Сбежав из Питера и из Москвы, художник поселился в калужской деревне Никола-Ленивец на берегу реки Угры. Место там неземное. Надышавшись, насмотревшись, Полисский почувствовал себя его частью. И стал действовать. Первой его акцией был исход 220-ти снеговиков. В музее на выставке есть эта фотография: по деревенскому тракту идут снежные фигуры. Много. Очень много. Зрелище фантастическое! Конечно, одному автору с таким проектом не справиться. Его помощниками стали 50 жителей деревни.
Летом они же принялись за новое дело - стали возводить башни, или пирамиды, или храмы - называйте, кому как нравится. На первое строение ушло 30 тонн сена. Потом его использовали по назначению. Еще сложили пирамиду из дров, они, как ступени, ведут к небу. Затем стали плести башню из лозы. Вышло 27 метров. В ветвях проросли семена тыквы, кабачков. Плоды утяжелили сооружение, а осенью крестьяне собрали невиданный урожай. Еще одна башня - с антенной из велосипедных колес, которые должны крутиться от ветра и подавать электричество для закрепленного внутри телевизора, - только радует глаз, механизм пока не заработал. Но кто сказал, что произведение искусства должно «работать»?
Башни Николая Полисского видели уже и в Москве, и в Париже. Их сравнивают и с древнеассирийскими зиккуратами, и с «архитектонами» Казимира Малевича, и с произведениями Эйфеля и Шухова. Но сам художник говорит, что и не собирался никого цитировать. Просто его «повело». Его увлекает процесс создания объектов. Он фотографирует их в разное время года, при разном состоянии погоды. Получается очень красиво. И очень возвышенно. Под ногами, как и во всякой деревне, навоз, а башни тянут в небо. Приходится задирать голову, а тогда и мысли приходят не обыденные.
Ульяновский художник Аркадий Егуткин пережил, по его словам, «неожиданные впечатления» от выставки: «И автор, и исполнители создают художественный образ. Иначе и говорить не о чем. Образ масштабный, с точки зрения размеров и состояния души».
Говорят, Полисский делает из крестьян художников. Но тут идет и встречный процесс. За крестьянами - колоссальная традиция, у них сохранилась генетическая память рук, умеющих возводить храмы. Профессор-филолог Майя Чередникова, объехавшая всю Ульяновскую область с фольклорными экспедициями, рассказывала, как в наших селах складывают из дров не поленницу, а шатер, мужику нужна красота, ему неймется.
Оказывается, на этот счет специалисты даже породили специальный термин - актуальная традиция. Но, скорее всего, он находится в стороне от жизни никололенивецких обитателей. Они все мечтают о своем - о дереве-доме, о санях с парусами. Значит - есть к чему тянуться, задирая голову.

Лилия ГРЕБЕНСКОВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz