Верный путь на электричку
В Ульяновской области принято оптимальное решение по льготному проезду на пригородных поездах
С первого января в России стартует реформа системы социальных льгот, или, по-другому, их "монетизация". Сегодня возникает логичный вопрос, как будут защищены интересы наших льготников и насколько готовы соответствующие государственные органы к осуществлению этой реформы. Камнем преткновения стал вопрос о том, какие льготы выплачивать деньгами, а какие сохранять в натуральном виде. Известно, что в соответствии с законом льготники разделены на две группы. Для первых льготы финансируются из федерального бюджета. Сюда включены инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей тех, кто погиб на фронте, герои Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Славы, ветераны боевых действий, а также члены семей тех, кто погиб в горячих точках. Далее, те, кто служил в воинских частях в годы Великой Отечественной, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, блокадники, а также инвалиды первой, второй и третьей группы. В это же число входят чернобыльцы и приравненные к ним категории граждан. К региональным льготникам относятся ветераны труда, труженики тыла и граждане, пострадавшие от репрессий. Забота о них - это обязанность властей субъектов федерации. Известно, что в отношении федеральной категории проблема со льготами решена. Часть льгот им компенсируется выплатами, но отдельные виды социальных услуг, предоставляемые государством, в течение следующего года сохраняются в прежнем натуральном виде. Имеются в виду скидки по оплате "коммуналки" и так называемый социальный пакет, в который входят, в частности, приобретение лекарств по сниженной цене, бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте и т.д. У региональных льготников ситуация складывается несколько иначе. В соответствии с законом местные власти сами решали вопрос - сохранять натуральные льготы или же заменить их денежными компенсациями. В последнее время региональные законодатели усиленно занимались тем, что сводили дебет с кредитом, пытаясь рассчитать те суммы, которые следует заложить в бюджеты для своих льготников. В итоге получилось не слишком шикарно, а в ряде регионов при монетизации объемы выплат оказались и вовсе копеечные. На этом фоне вопрос о том, какие льготы сохранить в натуральном виде, а какие компенсировать деньгами, приобрел особое звучание. В качестве примера можно привести ситуацию с поездками в пригородных поездах. У федеральных льготников эта услуга входит в определенный законом социальный пакет, то есть сохраняется в натуральной форме, потому что российским правительством был заключен соответствующий договор с железной дорогой, в котором ежемесячный проезд льготника оценивается в сумму 40 рублей в месяц. Таким образом, почти 15 миллионов россиян, относящихся к льготникам федерального уровня, могут спокойно ездить в пригородных поездах, как раньше, бесплатно. Они просто приходят в кассу и предъявляют необходимые "корочки" (удостоверение личности и документ, подтверждающий право на льготы), по которым им выдают бесплатный билет. Если же предполагаются частые поездки, то можно сразу получить проездной на один, два или даже три месяца. Заметим, что в нашей стране есть и другие "бюджетные пассажиры". Это сотрудники силовых ведомств (МВД, Минобороны и т.п.), а также студенты и школьники, проезд которых по железной дороге регламентируется другими законами, и в данном случае речь о них не идет. У субъектов федерации в отношении льготы (для региональной категории льготников) на пригородный железнодорожный транспорт было два пути. Либо эту льготу "монетизировать", включив ее в общую сумму компенсации, либо сохранить для своих ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных возможность льготного проезда. Ульяновские власти выбрали второй путь и, надо отдать им должное, поступили в этом вопросе наилучшим образом. 30 ноября 2004 года был принят областной Закон №086-30 "О мерах государственной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области", который вступает в силу с 1 января 2005 года. Согласно ему льготы на проезд пригородным железнодорожным транспортом для региональных льготников, проживающих на территории области, сохраняются в натуральном выражении. Труженикам тыла предоставляется льгота на проезд в пригородных поездах в размере 50 процентов стоимости в течение всего года. Незаконно репрессированным предоставлено право бесплатногопроезда в течение года. Ветераны труда могут пользоваться пригородным сообщением на железной дороге за половину стоимости в период действия сезонных тарифов - с 15 октября по 31 мая. Из бюджета Ульяновской области на все эти цели пока планируется выделить 16,3 млн рублей. Эти деньги будут напрямую перечислены железнодорожникам. Они в свою очередь продолжат предоставлять льготы на проезд. Таким образом ульяновский Закон уравнял в этом вопросе 170 тысяч региональных льготников с федеральной категорией, сохранив все преимущества при поездках на электричке. Сейчас в комитетах социальной защиты населения ульяновским льготникам выдают специальные разноцветные талоны на проезд. Как сообщили в прессслужбе Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги, для получения льготного билета региональный льготник должен предъявить в кассе документ, подтверждающий его статус, и талон. Принятое решение позволило соблюсти социальную справедливость. Наших ветеранов труда, участников трудового фронта и граждан, пострадавших от репрессий, не стали лишать права льготного проезда на электричках и пригородных поездах. Для них все осталось, как раньше. Известно, что пожилые люди тяжело переносят вообще любые новшества, а те, что создают им дополнительные неудобства, и подавно. Ведь в случае "монетизации" льготы на железнодорожный проезд пригородного сообщения нашим старикам пришлось бы покупать билеты за свои кровные. Те копейки, которые бы им выдали в качестве компенсации по этой льготе, расходы на электричку никоим бы образом не окупили. В Ульяновской области, например, в одном из проектов решения предполагалось выделять местным льготникам на пригородный проезд 80 рублей в месяц. И то эти деньги человеку пришлось бы делить между железнодорожным и водным транспортом. К тому же далеко не все пенсионеры, кому часть льгот заменена деньгами, успеют получить пенсии с добавками до 1 января. У региональных льготников такой проблемы нет, они с первого дня нового года будут продолжать пользоваться своими льготами, не тратя наличные деньги. Словом, налицо ряд преимуществ, которые получиланаша область, сохранив льготу на проезд в пригородных поездах. Одно обидно, что часть регионов пошла другим путем. Их власти, в отличие от наших, похоже, мало задумывались об интересах конкретного живого человека, предпочтя отказаться от всех льгот в пользу денежных компенсаций. Которые, заметим, в большинстве субъектов федерации ничтожно малы. Порой, ОБЩАЯ сумма всех компенсационных выплат составляет 100200 рублей в месяц, и плати потом за все по полной стоимости. В том числе и за проезд в электричке. Поэтому если наш региональный льготник поедет в гости, например, в ту область, где льгота на пользование электричкой "монетизирована", то, возможно, ему придется оплачивать всю стоимость проезда на электричке из своего кармана. Что тут поделаешь, раз уж власти этого региона не стали утруждать себя заботой о стариках. Главная же задача нашей области сегодня - как можно скорее принять областной бюджет. Решение этого вопроса затормозили губернаторские выборы. Теперь губернатор избран, и его команде предстоит приниматься за дело. Активизация бюджетного процесса позволит быстрее начать возмещение расходов на предоставление мер государственной поддержки, позволит конкретизировать механизм расчета области с железнодорожниками. А они, в свою очередь, будут без проблем предоставлять льготы на проезд, обещанные ульяновцам.