UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 28 декабря 2004 года №196(2556)


От Ойстраха до Шульженко


Уходящий год для Ульяновской филармонии стал юбилейным она отметила свое 60-летие.
ХХ век в истории филармонии был отмечен творческой кульминацией.
Нынешнее столетие, возможно, вознесет на новый пьедестал.
До 1943 года в Ульяновске музыка и музыканты не имели своего пристанища. Но советское правительство понимало, что эстраду как нельзя лучше можно использовать в идеологических целях. Кроме того, шла война, было просто необходимо поддерживать боевой дух солдат и тружеников тыла, и у музыки в этом деле соперников не было. И вот в 1943 году во всех городах страны по указу Москвы стали появляться концертно-эстрадные бюро. Ульяновск тоже оказался в этом списке, в его штате тогда значился единственный коллектив - ансамбль песни и танца. Через год, в марте 1944го, бюро было преобразовано в филармонию.
Первым ее пристанищем стал третий этаж театра драмы, но в декабре 1945 года филармония получила собственное здание, в котором располагается и доныне. Это бывший особняк народного собрания, который был построен в 1910 году архитектором Федором Ливчаком. После революции там открылся клуб, где показывали кино.
Во время войны его преобразовали в швейную фабрику, и она снабжала шинелями весь фронт. Война закончилась, музыка стала важнее, чем шинели, здание было отремонтировано, сделаны сцена, концертный зал. И началось многолетнее царствование музыки, благо зал обладал замечательной акустикой.
Позже особняк реконструировали: на месте веранды на втором этаже, с которой можно было любоваться Волгой, построили кабинеты. Во время строительных работ под сценой нашли огромное количество битого стекла. К сожалению, никто не попытался разобраться, почему стекло оказалось там, его выбросили. Позже выяснилось, что именно оно давало акустический эффект.
В 1945 году в филармонии начал работать собственный симфонический оркестр из 35 музыкантов. Но из-за недостатка средств он вскоре был распущен. В 46-м возник камерный ансамбль Валентина Варшавского, которого многие ульяновцы помнят до сих пор. Гордостью филармонии был хор, которым вначале руководил дирижер Сигалаев, а потом Аполлон Каторгин. Хор, гастролируя по всему Советскому Союзу от Мурманска до Владивостока, принес Ульяновску настоящую музыкальную славу.
Ульяновская филармония была на особом положении, имя Ленина обеспечивало гастроли самых знаменитых музыкантов, в 50-60-е годы в нашем городе побывали с концертами Ойстрах, Миржанов, Гилельс, Вертинский, Козин, Русланова, Шульженко. Ульяновская филармония принимала зарубежных артистов в то время, когда другие города Поволжья были для иностранцев закрыты.
Новая эра для филармонии началась после образования в 1968 году симфонического оркестра, первым дирижером и организатором которого был Эдуард Серов. В 70-е годы жизнь ульяновцев протекала под превосходную классическую музыку.
В начале 80-х в филармонии насчитывалось 16 творческих коллективов. В год они давали более 4000 концертов, бывало, на разных площадках области в день шло 15 программ. Это было время аншлагов. По организации концертов Ульяновская филармония в РСФСР занимала третье место.
Сегодня филармония переживает, может быть, не самые лучшие времена. Ее легко критиковать, но ее жизнь - всего лишь зеркальное отражение сегодняшнего состояния культуры всей страны. Хранителям духовного богатства сейчас несладко, но пройдет время, и все встанет на свои места - без живой музыки город представить невозможно. Филармония будет жить, пока есть преданные ей люди.
Ольга Нецветаева, заместитель директора филармонии, музыковед:
- Я 30 лет работаю в этих стенах и не перестаю удивляться главному чуду: как музыка, написанная и 300, и 30 лет назад, может держать в потрясающем состоянии тысячный зрительный зал. Мы уже наизусть знаем 5-ю симфонию Шостаковича, "Реквием" Моцарта, но каждый раз, когда они звучат, по телу идут мурашки. Одно из достоинств нашей филармонии, что она устояла в новой жизни. Меняются политические силы, мода, а люди все равно идут в зал филармонии, и чем жестче время, тем чаще - за радостью, духовностью. Мы рады, что востребованы.
Борис Яворский, директор филармонии с 1976 по 1980 годы:
- Когда решался вопрос, где установить орган, я предложил поставить его в здании бывшей церкви, которое тогда, да и сейчас, занимает пожарная часть. Это в Пожарном переулке. Мы с председателем горисполкома Иваницким начали это дело пробивать. На чердаке и верхнем этаже здания жили люди, Иваницкий сумел их выселить и дать другое жилье. Тут первым секретарем обкома назначили Геннадия Колбина, он собрал руководителей разных учреждений и предложить вносить свои предложения по обустройству города. Я сказал об органе. Он загорелся, спрашивает, почему же вы раньше молчали. Мы не молчали, говорю, а делали, Иваницкий людей уже выселил. Колбин вдруг отвернулся, остыл. Коль не его была идея, переложил ответственность на другого человека, который эту затею продинамил. В итоге орган оказался в зале филармонии.
Владимир Зеленов, художественный руководитель филармонии в 80-е годы:
- В нашей филармонии успели поработать такие популярные артисты, как Ирина Понаровская, Лариса Долина, Сергей Захаров, битквартет "Секрет". Помню, очень серьезно решался вопрос о принятии "Секрета" в штат филармонии. Программу смотрела специальная комиссия, а принимал ее обком партии. Комиссия была категорична: нам такие музыканты не нужны. А я говорю: эта музыка интересна молодежи. Ребята на битлов похожи.
Убедил. Раньше одновременно сюда могли приехать и Боярский, и Леонтьев. За 20 дней давали по 40 концертов. Можно было пойти или во Дворец профсоюзов, или в Мемцентр.
И оба зала были заполнены публикой, билеты были каждому по карману.
Валентина Смирницкая, солистка филармонии:
- Раньше филармония занималась просветительской работой, мы выезжали с концертами в районы, на предприятия, в школы. Зрители приходили с удовольствием. Мы ставили концерты-спектакли, создавали программы наподобие тех, что делал композитор Кабалевский. У меня было 35 программ для взрослых и восемь - для детей со стихами Пушкина, Маршака и других поэтов. Я была в них и сценаристом, и актрисой, и певицей. Утром давала представление для младших школьников, днем - для старших, вечером - для взрослых. Пела с симфоническим оркестром, органом. В 1987 году из Ульяновска в Дагестан полетела делегация, которая занимала целый самолет, выступали в ауле Расула Гамзатова и других селениях. Жизнь кипела, культура жила.
Геннадий Журавлев, директор филармонии конца 90-х годов:
- Самое ценное, что есть в филармонии, - это ее люди. Если вы видите артиста филармонии, знайте, он непросто живет, немного получает, но всегда готов подарить вам свое искусство. Это люди, которые никогда не спрашивают, в каком зале им предстоит выступить, перед какими людьми, каков гонорар. Они приедут и вдохновенно сыграют. За аплодисменты, глаза зрителей.

Алсу ИДРИСОВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz