Было время, когда мы ни о скидках, ни о распродажах и понятия не имели. Какая же распродажа при дефиците товаров? Потом на нас обрушился капитализм, пооткрывались магазины, супермаркеты, бутики... А с ними в обиход вошли такие понятия, как «скидка» и «распродажа». «В нашем магазине новогодние скидки!», «Внимание, распродажа!». Сначала народ отнесся к этому с недоверием: обман, небось, барахло впаривают. Были и такие граждане, которые покупать вещи со скидкой просто стеснялись... Но ко всему привыкаешь. Прошли годы, и теперь наш народ при словах «скидка» и «распродажа» берет ноги в руки, вынимает заначки и - вперед! По магазинам. Психологи говорят, что есть даже такой термин - синдром распродажи. Он уже давно рассматривается западными психологами. Сейчас такой синдром появился и у нас. Суть его в том, что люди клюют на контраст между старой и новой ценой, да и на само слово «скидка» на этикетке. В результате покупатели практически бессознательно отдают деньги, не обращая внимания на бесполезность приобретаемого товара. Подсознательно у современного человека, особенно жителя большого города, неудача или успех прочно ассоциируются с денежными потерями или, наоборот, с прибылью. Не секрет, что крупные торговые фирмы тесно работают с психологами. Все эти акции по снижению цен направлены на то, чтобы покупатель получил удовольствие от успеха, измеряемого в деньгах. Он экономит и подсознательно радуется, что купил что-то дешевле, чем могло бы быть. Покупая какую-то вещь (очень часто ненужную), человек думает: «Вот какой я молодец! Купил товар дешевле, чем он стоит! И какой бы я был дурак, если б скидки не дождался!». Моральное удовлетворение налицо. Кстати, мало кто спрашивает себя, купил бы ли он этот товар, если б не скидка, нужен ли он ему вообще. Жертвами ловких маркетинговых ходов зачастую становятся люди старшего возраста, которые жили в эпоху тотального дефицита. Логика проста: «Раз отдают дешевле - надо брать». Эта логика и заставляет людей покупать во время распродаж больше, чем нужно, и зачастую не всегда то, что нужно. Магазинам скидки и распродажи выгодны (а иначе они бы их и не устраивали). Обычно снижение цен начинается тогда, когда необходимо быстро распродать залежавшийся на складе товар и освободить место под новый. Чем дольше лежит или висит в магазине вещь, тем больше на нее скидка. Однако здесь есть свои хитрости. Если этот товар все равно никто не покупает, даже с серьезной скидкой, вещи убираются с прилавка и с год выдерживаются на складе. Потом их опять выставляют. А вот еще одна хитрость - магазин пишет: «Цены снижены до 50%». Клюнувший на эти посулы покупатель заходит в магазин, берет вещь и обнаруживает, что ее стоимость снижена всего на 10%. Клиент начинает возмущаться, а ему спокойно объясняют, что 10% - это и есть «до 50-ти». Это во-первых; во-вторых, есть товары, на которые цена действительно снижена на все 50% вот, например, этот венчик для взбивания яиц. Нередко применяется и такой фокус: цену на товар сначала (примерно за месяц до акции) повышают, а когда магазин или фирма объявляет о распродаже или о скидках, снижают до первоначальной. Психология, однако. Но бывают не только сезонные скидки и распродажи. Почти все крупные магазины выпускают дисконтные карты, которые действуют по системе накопления скидок. Такая система позволяет обрести постоянного клиента, привязать человека к своей торговой марке. А есть магазины, которые слово «распродажа» не употребляют вовсе. Вместо него применяется термин «специальные ценовые предложения», это делается для того, чтобы не отпугнуть покупателя, настороженно относящегося к разного рода распродажам. Но суть, конечно, от этого не меняется. Психологи советуют соблюдать несколько простых правил, чтобы обезопасить себя от ненужных покупок во время скидок и распродаж. Во-первых, приобретать только то, что вам точно необходимо. То есть прежде чем бежать к кассе с подешевевшим товаром, подумать и спросить себя: а действительно ли он мне нужен или я без него спокойно обойдусь. Во-вторых, брать с собой только ту сумму, которую изначально планировалось потратить. В-третьих, составлять список того, что вы планируете купить до похода по магазинам, и строго его придерживаться. Да и не лишним будет задуматься над вопросом, с чего бы эту вещь уценили. Но советовать, конечно, легко, а вот удержаться от соблазна бывает почти невозможно. На то и рассчитано. К сожалению, головы у большинства из нас горячие, а руки загребущие.