UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 23 декабря 2004 года №193(2553)


   ТОЧКА ЗРЕНИЯ 
Виктор Клочай:
«Наш коллектив выдержал удар рынка»


Генеральный директор УАЗа Виктор Клочай оказался хорошим прогнозистом, предположив в марте в интервью «Симбирскому курьеру», что 2004 год станет для УАЗа более сложным, чем предыдущий.
Однако некоторых вещей даже такой опытный руководитель не мог предвидеть. А они существенно повлияли на деятельность УАЗа в уходящем году. Об этом и не только наш сегодняшний разговор с генеральным директором почти под новогодний бой курантов.
- Виктор Владимирович, 2004-й по трудностям оказался перевыполнен с лихвой...
- Мы ожидали, что УАЗу в нынешнем году придется непросто: ведь он для нас во многом переходный. Во-первых, мы продвигаем на рынок новый продукт - ристайлинговый автомобиль «Хантер», призванный заменить нашу классику, и современный внедорожник «УАЗ-3162». Переходить на выпуск новых изделий всегда хлопотно, еще сложнее - завоевать ими покупателя. Во-вторых, на автозаводе в нынешнем году была запланирована широкая инвестиционная программа. Какие-то проекты требовалось крепко поставить на ноги, какие-то начать реализовывать.
Забот вместе с основным производством - выше крыши. Тем не менее я рассчитывал, что с амбициозной задачей увеличить выпуск и продажу «уазиков» в 2004 году до 82 тысяч штук коллектив справится.
Однако к нашим трудностям переходного периода добавились внешние негативные факторы. Неадекватно подскочила цена на сырье и материалы, в основном на металл.
Это сразу же потянуло за собой и комплектующие. Подорожали энергоносители. Нам пришлось лавировать между законами ценообразования и разумностью цен на свою продукцию, искать внутренние резервы.
К сожалению, «уазики» все-таки стали дороже, хотя мы, как могли, смягчили этот рост.
Ожидал автозавод и конкуренцию со стороны подержанных иномарок, сопоставимых с классом ульяновских машин, но не такую острую.
Ввоз иномарок в Россию за девять месяцев более чем в два раза превысил объемы прошлого года. Это не в последнюю очередь вызвано тем, что цены на наши машины и зарубежный «секонд хэнд» подравнялись после подорожания металла. Качество же российского автопрома по-прежнему оставляет желать лучшего.
Ну и последнее, чего в начале года не ожидал никто: резко - на 22 процента - сократился спрос на уазовские грузовики и «вагонники».
На совете директоров такая ситуация даже не рассматривалась.
- Почему же подобное произошло?
- Наш грузовой ряд мы в основном считаем машинами для бюджетников. Закупки, как правило, осуществляются региональными бюджетными организациями. В 2004 году заказы на «уазики» со стороны бюджетов упали. Я сам прошел по всем министерствам - везде ситуация одинаковая: средств не отпущено. В начале года мы думали, что это ситуация временная, связанная с выборами президента и формированием правительства. Но и позже мало что изменилось. Возможно, это как-то связано с административной реформой в стране. В любом случае падение спроса на грузовой ряд очень больно ударило по нашему финплану.
В итоге объем продаж УАЗа ожидается в этом году на уровне 70 тысяч автомобилей - меньше прошлогоднего. С 9,7 до 7,2 процента снизилась рентабельность. Рост зарплаты составил 20 процентов, хотя предполагалось, что он будет значительно выше. И все же, считаю, наш коллектив выдержал удар рынка. Это главное. Работая над снижением издержек, эффективностью производства, улучшением качества продукции, мы смогли смягчить ситуации и уменьшить потери. Почти на 40 процентов вырос экспорт «уазиков», что также очень помогло предприятию прожить этот год. Ни один важный инвестпроект на заводе не был остановлен, все успешно реализованы. Освоено более 600 млн рублей инвестиций.
Производство косозубой раздаточной коробки, ведущих мостов типа «Спайсер» вышло на запланированный уровень. На днях запущена современная немецкая установка по выплавке отливок из высокопрочного чугуна. В январе войдет в строй не имеющий аналогов в России окрасочный комплекс «Айзенманн», где будем красить легковые автомобили.
Эта технология позволит значительно увеличить срок службы кузовов.
Завершается подготовка к постановке на конвейер новой модели - «УАЗ3163»: есть несколько версий автомобиля. Как видите, работники завода в сложной ситуации делали все, что могли. Готовили плацдарм для будущего наступления, для повышения конкурентоспособности «уазиков» за счет внутренних ресурсов. Один из главных инструментов этого - начавшаяся на заводе реструктуризация производства.
- Многие видят в ней лишь маскировку для сокращения кадров...
- Это в корне неправильно. Прежде чем сделать какое-то непрофильное подразделение завода самостоятельным, мы все просчитываем, определяем, насколько его продукция, услуги будут пользоваться спросом не только на УАЗе, помогаем стать востребованным. Каждое новое ООО является стопроцентнымдочерним предприятием УАЗа. Генеральный директор несет за каждую «дочку» такую же ответственность, как за головное предприятие. Ведь от них зависит эффективность работы автозавода.
О реструктуризации уже писали много, в том числе «Симбирский курьер», поэтому остановлюсь на металлургическом производстве (МтП), как на ярком примере. Оно выделяется в дочернее предприятие с 2005 года. В самостоятельное плавание мы отправляем его с новой печкой для высокопрочного чугуна. Во-первых, это выгодно УАЗу: мы получим литье более высокого качества, чем нам сейчас поставляют из других городов, и более дешевое. Во-вторых, это выгодно и бывшему МтП: если они завтра загрузятся на 100 процентов (а предварительные заказы со стороны тоже есть), то станут работать в три смены. Им придется набрать дополнительно две бригады - это к вопросу о сокращениях. Пойдет дело - появится прибыль, повысится зарплата. Значит, теперь каждый металлург будет заинтересован в том, чтобы дело шло нормально. Вообще после выделения всех запланированных «дочек» консолидированная численность на УАЗе сократится не более чем на 5-7 процентов. Процесс естественный: ведь мы работаем над совершенствованием организации труда.
- Что УАЗ получит от партнерства «Северсталь-Авто» и корейской компании «Ssang Yong Motor»?
- Только выгоду. Мы сейчас стараемся убедить и «Северсталь-Авто», и азиатскую компанию в том, что сборку «Rexton» надо наладить в Ульяновске. Здесь для этого есть все: и структура, и специалисты. Но даже если партнерами будет выбрана другая площадка, то УАЗ все равно выиграет от этого сотрудничества, так как получит доступ к новым технологическим решениям. В том числе по каким-то позициям для «УАЗ-3163».
- Некоторые рассуждают так: если у нас начнут собирать корейский внедорожник, то производство «уазиков» постепенно свернется как неперспективное и мы потеряем больше, чем приобретем. Потеряем свой завод. Насколько реален такой сценарий?
- Напоминает черную фантастику. Скажу вам, что определенным сектором экономики до сих пор востребован даже наш старый автомобиль. Пограничники, армия, лесные службы, сельчане и сегодня просят у нас ту машину подешевле. Усовершенствованияим не нужны. И мы продолжаем выпускать 30-40 процентов дешевых вездеходов. Так что даже без новинок остановка конвейера УАЗу в ближайшие годы не грозит. Кроме того, «УАЗ» востребован за границей. Но мы обязательно будем создавать новые модели, продвигать их, улучшать качество, потому что завод умрет тогда, когда перестанет работать на перспективу.
Число рабочих мест, уровень зарплаты определяют не гендиректор, не губернатор, не иностранные партнеры, а исключительно конкурентоспособность предприятия и востребованность его продукции. В этом направлении на УАЗе сделано многое, а предстоит сделать еще больше.
- Чего руководство автозавода ждет от выборов губернатора?
- Отдельные кандидаты упоминали наш завод в своих предвыборных речах, проявляли, так сказать, заботу об автозаводцах. Мол, когда придут к власти, то наведут на предприятии порядок, директора на место поставят. Реализацию «уазиков» возьмут под контроль. Извините, но я никого к продаже машин и близко не допущу. Эти граждане уже работали на продажах, когда завод на коленях стоял. За бесценок скупали векселя, потом блокировали счета предприятия...
Я лично хочу видеть на посту губернатора человека грамотного, который относился бы к УАЗу как к бюджетообразующему предприятию области, ежегодно увеличивающему свои налоговые платежи. Нынешний год был для нас очень непростым, как вы поняли, тем не менее отчисления в областной бюджет автозавод увеличил на 23 процента, в городской на 5 процентов. Кстати, с новым мэром Ульяновска Сергеем Ермаковым я недавно встречался, постарался объяснить ему нашу позицию по вопросам реструктуризации, дальнейшего развития завода. Считаю, мы нашли взаимопонимание.
- До Нового года осталась всего неделя. Давайте завершим разговор новогодней темой, праздничными пожеланиями.
- Прежде чем поздравить своих коллег по УАЗу, скажу пару слов о социальных делах. В 2004 году ситуация в этом улучшилась. В летних оздоровительных лагерях отдохнули 900 детей. В профилактории за девять месяцев поправили здоровье полторы тысячи заводчан, на базе отдыха побывали 616 человек. Каждый третий работник предприятия получил материальнуюпомощь от завода в рамках программы «Забота», на эти цели израсходовано полтора миллиона рублей.
Я хочу, чтобы позитивные перемены продолжались, чтобы жизнь автозаводцев в наступающем году стала лучше, чтобы каждый уверенно смотрел в завтрашний день, решил свои проблемы. Этого должен добиться и УАЗ: основу для движения вперед мы заложили в трудном, переходном 2004 году. Желаю всем здоровья и благополучия.

Владимир САМАРИН.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz