UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 24 апреля 2004 года №60-61



Тарифы и приватизация


Это два самых обсуждаемых в последнее время в средствах массовой информации вопроса. Интерес к первому понятен: тарифы «залезут» в кошелек каждого горожанина, и не каждый кошелек это выдержит. Интерес ко второму тоже объясним,
хотя большинству горожан и безразлична собственность того или иного объекта
(был бы он для людей, и было бы удобно им пользоваться). Неравнодушны к нему совершенно определенные люди с конкретными фамилиями, боящиеся остаться в стороне от процессов передела собственности. Причем первый вопрос - о тарифах -
их совсем не волнует. Конечно, если речь идет о вложении миллионов, то сотни рублей за квартплату - уже несущественные траты. Между тем вопросы тарифов и
приватизации связаны гораздо более явными нитями, чем кажется на первый взгляд.
Тарифы
На уходящей неделе все газеты написали, что администрация города обратилась в Думу с предложением повысить тарифы на теплоснабжение и холодную и горячую воду. По проекту администрации, горячая вода будет стоить 90 рублей с человека в месяц (сейчас платим 60 рублей), отопление - 6,5 рубля за кв.м. (сейчас платим 3 рубля), стоимость холодной воды вырастет до 37,9 рубля и водоотведения до 58,66 рубля (сейчас 16,5 и 25,29). Но при этом ульяновцы будут оплачивать только 80% себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Тогда как федеральный стандарт обязывает нас оплачивать 90%.
Последний раз тарифы в Ульяновске повышались 1 июня 2002 г., а на холодную воду - 1 декабря 2003 г. То, что за два года тарифы «съела» инфляция и повышения не избежать, понятно всем. Многие читатели нашей полосы пишут об этом в письмах или сообщают свое мнение по телефону. Люди согласны оплачивать и федеральный стандарт. Но при этом требуют (и совершенно справедливо!) бесперебойных и качественных услуг: чтобы и вода была круглый год, и в квартирах зимой не холодно, и отопительный сезон кончался в разумные сроки, а не когда еще под ногами снег лежит. Но, как говорили представители администрации и ОАО «Ульяновскэнерго» на заседании Городской Думы, предложенное повышение тарифов услугой горожан не обеспечит. Только даст повод для возобновления переговоров с энергетиками. А где тогда смысл в поднятии тарифов?
Как сообщил и.о. заместителя мэра Сергей Гигирев, бюджетный дефицит по ТЭК составляет более 500 млн рублей. Увеличение тарифов позволит собрать с населения 300 млн рублей и снизить дефицит до 200 млн. Однако бюджет ничем не может компенсировать эту разницу. А значит, по-прежнему сидеть нам без воды и тепла. А если не будет горячей воды у горожан, то и МП «Ульяновскводоканал» понесет огромные убытки от потери реализации воды. Замкнутый круг получается.
Но так быть не должно! Люди должны знать, за что они платят немалые деньги, и получать оплаченные услуги! Тем более, что наша Городская управляющая компания ЖКХ постоянно подчеркивает, что уровень собираемости платежей с населения в Ульяновске - самый высокий в Поволжском регионе. Тогда из-за чьей неплатежеспособности страдают люди? Ответ понятен: из-за бюджетной.
Приватизация
«Как наполнить городской бюджет?» - избитый вопрос в нашем городе. Денег не хватает ни на что. Здесь не говорится даже о предоставлении федеральных законных льгот горожанам, расходы по которым так или иначе ложатся на местные бюджеты. Денег не хватает на элементарное: прививки детям и медикаменты в больницах, школьное и детсадовское питание, уборку улиц и ремонт дорог. На все то, чем и должна заниматься местная власть.
О вариантах наполнения бюджета мы уже не раз писали. Один из самых реальных сейчас - приватизация муниципального имущества. В Ульяновске до сих пор есть около 200 муниципальных предприятий - больше, чем в каком-либо другом российском городе. Большинство из этих предприятий скорее «проедают» бюджетные средства, чем приносят доход. Потому и называют Ульяновск «заповедником муниципальной собственности».
В течение последних трех лет приватизация в городе практически не проводилась. На нее был наложен мораторий. Когда это решение принималось, власти надеялись, что муниципальные предприятия еще заработают. Но жизнь опередила мечту, и сейчас реализация городской собственности - не только необходимость, но и требование Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Закон безапелляционен: власть не должна заниматься бизнесом. Это приводит к коррупции, чиновничеству. Объекты, не относящиеся к процессу управления, должны быть приватизированы до 2008 года. В противном случае они без какой-либо компенсации отойдут государству или субъекту Федерации.
А для примера возьмем пресловутый Центральный рынок. В 2000 г. он стоил 145 млн, в 2004 г. - приблизительно 200 млн. После потери земельной территории торговые павильоны рынка будут стоить гораздо меньше: около 40 млн. А землю рынок потерять может, и очень скоро: территорию рынка «растаскивают» инвесторы торговых комплексов. Так город потеряет не только налоги, он упустит огромный объект, цена которого - горячая вода и тепло. Те самые 200 млн, которых сейчас не хватает.
Тем не менее мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда отношения собственника и его имущества активно обсуждаются общественностью. Это сродни тому, что каждое объявление в газете «Все для вас» будет обсуждаться на референдуме. Возникает резонный вопрос - почему та же общественность молчала, когда продавали «Спиртпром», другие предприятия Ульяновска и области? Подобная избирательность говорит уже не об общественном, а о личном интересе в судьбе рынка.
Хотя в части (и самой главной!) интересы властей и общественности абсолютно совпадают: приватизация не должна быть поспешной, но должна проходить открыто и законно, показатели деятельности приватизируемых предприятий также должны быть открыты. Такую позицию Городской Думы разделяет и горячо поддерживает руководитель регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Анатолий Сага. В настоящее время аудиторами Счетно-контрольной палаты Думы проводится проверка финансово-хозяйственной деятельности рынка, и к ней привлечены специалисты, рекомендованные лично Анатолием Георгиевичем: д.э.н., профессор Анатолий Лапин, бухгалтер Людмила Кондрашина, юрист Наталья Зубова. Процесс приватизации очень сложен и долог, поэтому помощь, поддержка и взаимопонимание властей и городских предпринимателей, и общественных деятелей обещает дать очень эффективные результаты.
Здесь еще стоит добавить, что, кроме проверки работы приватизируемого объекта, нужно быть уверенным в его правильной оценке. Что касается крупных предприятий, то их оценку планируется заказать у иногородних специалистов. Такие объекты не пойдут с молотка: будут созданы акционерные общества с блокирующим пакетом акций у города. Эти акции потом по частям будут выставлены на продажу. Так не получится, что, к примеру, сегодня Центральный рынок оценили, а завтра пришел человек и его купил.
И снова о тарифах
Городская Дума отложила решение этого вопроса до получения результатов аудиторской проверки тарифов муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства (в том числе и МП «Ульяновскводоканал»). На этой неделе аудиторы ООО «Регул ОЛЕВ» представляют в Думу акты проверки, а Счетно-контрольная палата проводит их согласование как с руководителями предприятий, так и с аудиторской фирмой. Это позволит разрешить все вопросы, возникшие при проверке. Результаты аудита будут представлены и нашим читателям.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz