Россия Питеру Устинову никогда не была чужда. Его дед жил в Покровске, ныне городе Энгельсе, в Саратовской области. Он был кавалерийским офицером, который на свою беду или же счастье влюбился в российскую немку, дочь пастора, женился на ней, принял протестантство, за что и был выслан из России. Приютила его сердобольная сестра Александра Второго - Великая княгиня Ольга Николаевна, королева Вюртенберга, недолюбливавшая своего брата. В Вюртенберге дед Устинова принял немецкое подданство, но вскоре уехал в Палестину, где основал первый приют для беженцев. Отец сэра Питера Иона родился от второго брака с эфиопкой. С ней и их общей дочерью дед в первую мировую войну вернулся в Россию, в Псков, а отец стал офицером германской армии. В двадцатом году он приехал в большевистскую Россию, чтобы вывезти оттуда сестру и мать.
- Я вообще удивляюсь тому, что появился на свет, - рассказывал в одном интервью Питер Устинов. - Все было против того, чтобы мои родители встретились. Тем не менее странным образом эта встреча произошла. В 1918 году, в разгар революции, мой отец, бывший офицер немецкой армии, приехал в Россию, где он никогда не бывал, и даже слова по-русски не знал. На неделю он остановился в Санкт-Петербурге, где требовалось выправить необходимые документы. Там он встретил мою мать, и они влюбились друг в друга, а через две недели уже были мужем и женой. А перед тем, как родители покинули Россию, я был уже в проекте.
Я внучатый племянник Александра Николаевича Бенуа (матушка моя была урожденная Бенуа, тоже художница). Узнав, что я стал актером, Бенуа написал мне письмо: наконец-то хоть один из наших попал на сцену, а то все ходят вокруг да около - рисуют, дирижируют... Я считаю себя русским, по меньшей мере, наполовину: русскими были мои дедушка с отцовской и бабушка с материнской стороны. Ia nemnogo govoriu po-russki, da, da, luche ponimaiu, chem govoriu... Я очень быстро обучаюсь языкам - актеры это уже заметили и навострили ушки. Родители по-русски не говорили.
Учился с сыном Риббентропа
Сэр Устинов родился в Лондоне, где его отец Иона Устинов работал для немецкого телеграфного агентства Вольфа. С 1935 года Иона Устинов начал работать на британскую разведку, а маленький Питер учился в Вестминстерской школе с сыном Риббентропа. Когда ему исполнился 21 год, встал вопрос о гражданстве. Поскольку в Европе бушевала вторая мировая, то выбора у него не оставалось, и он стал подданным Ее Величества. Вскоре Устинова призвали в армию, где к нему сослуживцы весьма настороженно относились. Но не из-за бывшего немецкого гражданства.
- На стенах казармы, над кроватью каждого военнослужащего, были развешаны картинки голых дамочек, а над моей койкой красовалась целая галерея портретов маршала Тимошенко. И как-то ко мне подошел один тип с вопросом: «А ты часом не гей?».
Яхта под названием «Ничего»
Питер Устинов работал в Великобритании и США, но последние годы жил в Швейцарии. Бродячая жизнь не влияла на частную сферу его существования.
«С моей третьей женой мы понимаем и чувствуем друг друга на расстоянии. Часто, когда я звоню домой, телефон постоянно занят. Тогда я кладу трубку с мыслью: «Наверное, она сейчас пытается меня набрать». И я никогда не ошибаюсь. Тут же раздается ее звонок. Я три раза был женат. Два раза ошибался в выборе. Но теперь я до конца уверен в нем. Мы, я и моя супруга, очень независимы, а потому неразлучны».
У Устинова три дочери и сын, к которым он очень привязан. Однако все вместе они встречаются не очень часто:
- Мы все разбросаны по миру. Одна дочь живет в Калифорнии, другая в Испании, третья под Лондоном. А сын постоянно находится между Лозанной и Парижем. Помимо трех браков, я в своей жизни совершил еще одну глупость, о которой абсолютно не сожалею. В 1961 году я был приглашен на коктейль-вечеринку, происходившую на одном катере. И до того как вечеринка завершилась, я, не глядя, купил это судно. Позже я назвал его по-русски «Ничего». Теперь каждое лето я по две недели провожу на этом катере с каждым из моих отпрысков. Мы вместе выходим в море.
Как Набоков не поверил в полет Гагарина
В разное время Устинов соседствовал с различными знаменитостями. В Швейцарии, к примеру, с автором скандальной «Лолиты» Владимиром Набоковым.
- Он обладал необычайным характером и разговаривал на английском, выученном от своей викторианской нянечки в 1900 году. Это был странный английский, звучавший как плохой перевод на викторианский язык. Хорошо, что он не писал на этом языке. Его литературный английский для меня весьма парфюмерный. Набоков не верил, что в СССР что-то способны сделать. Услышав, что Гагарин слетал в космос, он пренебрежительно заметил: «Потемкинские деревни». А на мой аргумент, что «Восток» видели из португальской обсерватории, Набоков презрительно отмахнулся: «Ах, эти португальцы!».
20 лет назад Питер Устинов стал невольным свидетелем убийства бывшего премьер-министра Индии Индиры Ганди.
Утром 31 октября 1984 года съемочная группа Устинова ждала Индиру Ганди на телеинтервью в ее резиденции в индийской столице.
«Я слышал выстрелы. Видеть мы ничего не могли, поскольку мы ее ждали, и камеры были установлены на расстоянии, - вспоминал режиссер, - и там мы услышали три выстрела, и оператор-индиец сказал: «Петарды». Потом раздалась автоматная очередь, и стало ясно, что это не петарды. У меня не было времени двигать камеры, так что пришлось записывать только звук. Мы слышали, как очень быстро подъехала карета скорой помощи и умчалась обратно... С Индирой Ганди у нас было гораздо больше общего, чем то, что именно на встречу со мной она шла 31 октября 1984 года, когда погибла от рук убийц».
Старик не собирался хипповать
В интервью российскому журналу «Профиль» Питер Устинов откровенно и с неповторимым юмором рассказал о своих творческих предпочтениях.
- В России поставили мою пьесу «На полпути к вершине», одну из любимых. Спектакль шел в Театре Моссовета, гениально играл Плятт. Он эту роль любил и играл до последнего, пока мог двигаться. Я посмотрел один из последних спектаклей. Плятт был уже очень измучен, но по-прежнему блистателен. Мебель на сцене стояла Бог весть как - это для него так поставили, чтобы он мог передвигаться и вставать, все время за что-нибудь держась. Он очень извинялся, что добавил одну реплику, которой в пьесе не было: «Я еле двигаюсь из-за раны, нанесенной партизанами...» На самом деле у него разыгрался артрит. «Возьму на вооружение,- сказал я ему, - у меня тоже начинается артрит»...
- Пьеса «На полпути к вершине» действительно шла с аншлагами. Ваш герой бежит от семьи и общества и поселяется на дереве - старик «хиппует». У вас никогда не было подобного намерения?
- Желание возникало, намерение - никогда. От поздних уходов лучше всего оберегает опыт Льва Толстого - он ушел с врачом, к нему присоединилась младшая дочь. Вся страна следила за этим побегом, который на самом деле задумывался как глубоко таинственный... И Толстой умер на случайной станции, дожидаясь поезда. Впрочем, у него вообще были сложные отношения с железной дорогой, это какой-то роковой мотив. Он не дождался поезда, а Анна Каренина дождалась, но с тем же результатом.
- В России была весьма популярна «Смерть на Ниле», где вы блистательно сыграли Эркюля Пуаро. Почему вы не снимаетесь в детективах? Ведь даже Агата Кристи называла вас лучшим Пуаро мира!
- Нет на свете более противоположной мне личности, нежели Пуаро. Он убежденный холостяк, а у меня четверо детей. Говорят, для него не было неразрешимых проблем, а проблему деторождения он так и не разрешил! Все его либидо ушло в гурманство - смакование хороших сигар, вина, утонченной кухни... Главное, что отличает меня от Пуаро,- он любил только хорошее вино. А я считаю, что надо пить всякое. Не попивши плохого, не оценишь изысканного. Этот мой подход, как вы понимаете, распространяется не только на кулинарию.
- Вы играли, ставили, писали, инсценировали. В каком качестве вам все-таки уютнее всего?
- Я предпочитаю литературу. Нет ничего выше, чем радость писательского одиночества перед чистым листом. Поиграть в кино, в театре хорошо в отношении физическом - это как бег трусцой.
- В свое время советского зрителя поразил ваш научно-популярный фильм о теории относительности, показанный в «Очевидном-невероятном».
- В истории с Эйнштейном меня привлекла сама идея, положенная в основу фильма. Берутся близнецы, обоих играю я. Один летит в космос, другой на Земле в это время согласно теории Эйнштейна дряхлеет... Встреча рыдающего старца со своим полнокровным братом представилась мне столь забавной и трогательной, что я сразу стал снимать.
- Вы сильно обижаетесь на критику?
- Я - как слон: внешне не реагирую, но ничего не забываю. Недавно обедаю со старым приятелем, прекрасным критиком, и напоминаю: а помните, сорок лет назад вы обо мне написали то-то и то-то? Он сделал большие глаза: я? о вас? быть не может! И тут я обиделся по-настоящему: я сорок лет помню, а он начисто забыл! Вообще художнику невредно потерпеть от недоброжелателей, но обида - дурное чувство. Я делал на «Би-би-си» серию воображаемых интервью с великими писателями. Говорил с Достоевским, которого сам же играл. И в качестве репортера спрашивал его: «Скажите, а вы не в обиде на правительство за то, что вас выслали в Сибирь, посадили в острог?». «В обиде? - переспрашивал он в изумлении.- Да я там нашел всех будущих персонажей и лучшие сюжеты!»
- Какого драматурга вы любите ставить?
- Чехова. Он словно говорит тебе: я тут написал... но вы не обращайте внимания, играйте, как знаете.
Софья Рыжова, по материалам Интернета.
Досье
Известный английский драматург, прозаик, режиссер, киноактер Питер Устинов (полное имя и титул - сэр Питер Александр Устинов) родился 16 апреля 1921 года в Лондоне. Его отец, Иона Платонович Устинов, был наполовину русским. Мать, Надежда Леонтьевна Бенуа, была известным, особенно в Англии, художником-графиком, мастером книжной иллюстрации.
Питер Устинов учился в Вестминстерской школе, затем поступил в Лондонскую театральную студию. В 20 лет стал профессиональным актером, режиссером, драматургом. Его актерский кинодебют состоялся в 1940 году в картине «Моя жизнь - мои преступления». В 1944 году он впервые выступил в качестве сценариста в фильме «Бессмертный батальон», а в 1946 году успешно совместил обязанности режиссера, продюсера и сценариста в фильме «Школа тайной службы».
Пик его славы приходится на 60-е годы. Тогда Питер Устинов получает двух «Оскаров» как лучший актер второго плана и снимает два лучших своих фильма: «Романов и Джульетта» (1961 год) и «Билли Бадд» (1962 год). С конца семидесятых в качестве актера он известен в основном как исполнитель роли Эркюля Пуаро в серии фильмов по произведениям Агаты Кристи. Однако основным своим занятием он считает литературную и театральную деятельность. В 80-е годы Питер Устинов вошел в когорту лучших театральных режиссеров Великобритании. В октябре 1990 года он был возведен в рыцарское звание. Титул пожаловала ему королева Елизавета Вторая за выдающиеся достижения в области литературы, театра и кино.
Пьесы Устинова шли на сценах театров многих стран, в том числе Советского Союза. Он автор 9 романов и 22 пьес. Его перу принадлежат такие известные романы, как «Проигравший» (1960 год), «Неизвестный солдат и его супруга» (1967 год), «Уважаемый я» (1967 год), «Крамнэгел» (1971 год), «Любовь четырех полковников», а также много рассказов.
Питер Устинов скончался 29 марта, на 83-м году жизни, в Женеве. Похороны состоятся сегодня.