UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 3 апреля 2004 года №48-49



Чума на все их дома
Проголосовав против всех, народ сказал, что не видит других способов докричаться до власти


Власть и искатели политической карьеры Выборы закончились, страсти улеглись, осталось разочарование. Брак по расчету между властью и народом не состоялся. Если продолжить семейную аналогию, то в конфликте виноваты всегда обе стороны - и власть, и население. Глава администрации области, подводя итоги выборов, вину за протест возложил на элиту региона. К элите относятся и сама власть, и отчасти кандидаты в депутаты Госдумы и ЗСО.
По закону кандидатуры кандидатов в депутаты может выдвинуть политическая партия или искатель политической карьеры выдвигает себя сам. Но это формальная сторона предвыборной деятельности. В реальной жизни элита общества, а вернее, ее различные группы «подбирают» соответствующих претендентов, или активные искатели политической карьеры сами ищут поддержки у соответствующих групп (политическая и управленческая элита, военные, научная интеллигенция, руководители предприятий, предприниматели, социальная интеллигенция, рабочая аристократия).
Что отличает элиту общества от обычных граждан? Высокие достижения, результаты деятельности в той или иной сфере (уровень карьеры и активной деятельности, интеллект, материальное благосостояние, моральное превосходство). В чем общественное предназначение элиты, то есть лучших с точки зрения способностей к управлению людей? В любом обществе элита дает населению ориентиры: кто мы, какие мы, каковы наши идеалы, куда мы движемся как страна и народ. Элита формирует ценности, на которые мы ориентируемся? Что для нас главное - свобода, справедливость или равенство, работа или социальная защита со стороны государства?
Могут ли в элиту входить безработные и пенсионеры (по возрасту)? Думаю, что нет. Если человек не может обеспечить себя, решить свои проблемы (безработный), то как ему можно доверить решение более сложных, общественных проблем? При всем уважении к пенсионерам нельзя не отметить, что возраст накладывает определенные физиологические ограничения на политическую деятельность. Даже Юрий Горячев, лидер блока «Народ за Фролыча», вынужден был отказаться от политической, законотворческой деятельности в пользу сына.
Откуда они взялись?
Элита никогда не бывает едина, она всегда состоит из нескольких групп, чьи интересы не совпадают. Региональная элита может осознавать общие интересы и выступать консолидированно хотя бы на федеральных выборах или может быть расколота, разъединена, подвержена, скажем так, «внутриэлитным разборкам». Для нашей области характерно второе состояние. Появление в области генерала Владимира Шаманова в 2000 г. - свидетельство крайнего раскола местной элиты, ее неспособности осуществить преемственность власти, выставить серьезного местного конкурента Горячеву. Виноват в этом не Шаманов, а скорее именно Горячев, его кадровая политика. «Чужой» губернатор закономерно не может стать консолидирующей фигурой. Раскол элиты за прошедшие три года стал еще глубже. Есть сторонники Горячева (явные и скрытые), есть сторонники Шаманова (уменьшающаяся группа), есть противники и того, и другого, которые ищут и будут искать к декабрю текущего года иного кандидата на выборы главы администрации области.
Вряд ли это будет Сергей Герасимов. Свой электорат в городе он, на мой взгляд, выбрал полностью (7 %), в селе не наберет и этого. Ульяновская область, с одной стороны, не доросла, а с другой, не дошла до такого состояния, чтобы избрать губернатором предпринимателя. В России пока два ярких примера - Красноярский и Приморский края, которые избрали губернаторами Хлопонина и Дарькина, людей из бизнеса. Ульяновская область - политически левый, патерналистский регион, мы интуитивно понимаем, что предприниматель вечно кормить не будет, работать заставит. Хотя именно это и нужно области - работа, занятость, развитие реального сектора экономики.
Сторонники Юрия Горячева выступили на выборах, особенно в декабре, достаточно консолидированно, но в массе своей проиграли, кроме самого Юрия Фроловича. Все закономерно. Люди не могут жить ожиданиями вчерашнего дня. Победа же Горячева - это скорее поражение его противников, не способных выставить серьезных конкурентов от ныне правящей группы (сторонники Шаманова и «Единой России»). Грубейшая ошибка администрации на декабрьских выборах в Госдуму - выдвижение нескольких кандидатов, ассоциирующихся в общественном мнении с властью.
Еще слабее оказались позиции правящей группы на выборах в марте. Если Вадим Орлов, Анатолий Литвинов, Галина Федорова воспринимались населением как опосредованные представители правящей элиты, то выдвижение заместителя губернатора Геннадия Савинова, представителя от бюрократии, малоизвестного избирателям человека, было заранее обречено на неудачу. Выборы показали, что административный ресурс при максимальном объединении усилий всех чиновников составляет в городе не более 12 %.
Многие сторонники Орлова, Литвинова не увидели в Савинове своего кандидата и предпочли голосование против всех.
Выборы показали, что близость кандидатов к исполнительной власти опасна. Но и оголтелая критика ныне действующего губернатора не дает положительного эффекта. Это область уже проходила в 2000 году. Нужны кандидаты с самостоятельными, обдуманными, позитивными программами. Правда, наличие программы - полдела, надо еще суметь ее донести до населения, доказать, что способны ее осуществить.
Выборы очень ярко продемонстрировали понимание населением теневого характера региональной политики, ее закрытости и отчужденности от народа. На языке избирателей основанием протеста было незнание кандидатов, непонимание, откуда они появились, почему их раньше не было слышно.
Тасуется одна и та же колода
Центр социологических исследований (бывший центр политологии и духовной культуры) более двух лет ведет рейтинг публичности региональных политиков, лидеров общественного мнения. Интересная вещь, этот рейтинг. Из месяца в месяц в печатных СМИ одни и те же персоны - представители исполнительной власти (Шаманов и его заместители, Романенко) и некоторые наиболее активные депутаты ЗСО и Гордумы (Зотов, Мокевнин, Литвинов, О.Горячев и Ю.Горячев). Есть государственные газеты, есть частные, есть оппозиционные, но нет политиков, лидеров общественного мнения. Из почти семи десятков кандидатов в депутаты в сумме по декабрьским и мартовским выборам в рейтингах встречаются фамилии не более 10 человек (Литвинов, Сергеева, Федорова, О.Горячев, Ю.Горячев). Где же остальные кандидаты в депутаты всех уровней? Где они были раньше со своей позицией, программами, предложениями, особым мнением? Ни лидеры региональных отделений политических партий, ни лидеры общественно-политических организаций, ни будущие кандидаты не сочли нужным заявить о своей гражданской позиции задолго до выборов.
Это косвенно подтверждает, что в области не работает политическая система как система взаимодействия власти и общества через партии, общественные организации, органы самоуправления, СМИ. Граждане объективно не могут ежедневно заниматься политикой. Их интересы должны представлять различного рода организации, от партий и профсоюзов до общества рыболовов и охотников. Где они? Где их лидеры, защитники интересов населения? Почему их нет в публичной политике и общественной жизни региона? Почему политика делается кулуарно, закулисно? Управление юстиции называет громадную цифру общественных и политических организаций - более 1200. Либо они существуют только на бумаге, либо «варятся в собственном соку», поскольку малы и беспомощны. Но именно эти организации в совокупности призваны артикулировать наши бытовые интересы в политические и доводить их до власти, давить на нее, контролировать от нашего имени ее деятельность. Их деятельность, взаимодействие с простыми гражданами и с властью создает то самое мифическое гражданское общество, которое мы хотим создать в России.
Отказано в праве называться элитой
Власть не хочет себя ограничивать. Однако протестное голосование в данном смысле есть требование снизу обратиться лицом к обществу, работать вместе с ним. Не думаю, что в области нет умных людей с оригинальными идеями, способных вывести нашу малую родину из нынешнего состояния. Если нет системы публичного взаимодействия общества и власти, то остается только протест - по принципу «чума на все их дома». Иначе как еще можно докричаться до власти?
С сожалением приходится констатировать беспомощность регионального руководства в освещении даже своей позитивной деятельности. Ну какой умный человек за месяц до выборов начинает реорганизацию информационного блока администрации. На выборах нужна сплоченная, боевая команда профессионалов. Вместо этого - ликвидации, суды, скандалы, смена кадров. Подарок для оппозиции.
Заканчивая разговор об ульяновской политической элите, мы должны признать, что Шаманов - объективно переходная фигура, свидетельствующая о профессиональной непригодности руководителей области 90-х годов. За неспособность местной элиты справиться с проблемами региона в первую очередь отвечают предшественники Шаманова. Их кадровая политика затормозила развитие элиты, привела к ее упадку в профессиональном смысле. Наши политические лидеры заняты в основном переделом собственности и власти. Протестное голосование - это отказ населения признать их право называться элитой, то есть лучшими, достойными руководить нами. Сумеет ли политическая, экономическая, интеллектуальная элита региона доказать свою состоятельность, сохранить область как субъект Российской Федерации, покажет декабрь 2004 года. Это будет третья и, наверное, последняя возможность.
Нина Дергунова, доктор политических наук.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz