UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 1 апреля 2004 года №47



Театр хранят три ангела
Сегодня Ульяновскому кукольному театру исполняется 60 лет


Театр кукол, как Мэри Поппинс, говорит с нами на одном языке в детстве, а потом мы его забываем. Чтобы вернуться сюда снова уже рядом со своими детьми. Потом еще предстоит третья встреча - вместе с внуками. И этого чуда не заменит ни одна супермодная анимация, ни одна компьютерная игрушка. Потому что в театре всегда встречают «живые» куклы, готовые раскрыть детям свои тряпичные, верные сердца. Потому что у них одна жизнь, как у людей. И если герой умирает в конце сказки, это не значит, что он просто не сумел перейти на другой уровень. Он умирает навсегда. И этому, печали, театр тоже учит своего еще неопытного зрителя.
Мультики плоские, театр - трехмерный
Свой нынешний юбилей театр празднует всю неделю. Даже в понедельник, обычно выходной день, он ждал публику аж на два спектакля. К сожалению, не состоялся ожидаемый уж который год фестиваль кукольных театров, который мог бы стать для ульяновской ребятни чудным праздником. Но денег не нашли. Однако в гости все-таки приехали кукольные спектакли из Самары, Тольятти, Чебоксар, Саранска. Если власти не в состоянии решить материальные проблемы, на первый план выходит корпоративная солидарность, коллеги поддержали ульяновцев.
Сегодняшний день в честь 1-го апреля кукольники обещают сделать максимально смешным. А в субботу по случаю окончания торжеств ожидается гала-концерт. В общем, всю неделю пьем лимонад за благоденствие кукольного театра.
Чтобы оценить уровень мастерства, художественный руководитель и главный режиссер театра Людмила Гаврилова пригласила искусствоведов из Москвы и Петербурга. Их главный вывод впереди, но уже есть первые промежуточные впечатления. Алексей Гончаренко, возглавляющий в Союзе театральных деятелей кабинет детских и кукольных театров, ответил на вопрос о совмещении «живых» актеров и кукол на сцене, что в кукольных театрах бывают спектакли, где кукол вообще не существует. Такая тенденция. А совмещение людей и кукол, по мнению критиков, дает спектаклю дополнительные смыслы и нюансы. Драматические театры могут завидовать. Галина Ханина, доцент кафедры театра кукол петербуржской Академии театра, музыки и кино, говорит, что студенты иногда, не пройдя по конкурсу на актерское отделение, поступали на кукольное и не было случая, чтобы оформляли перевод в «драматическую» группу. Так захватывает эта специфика. Анна Некрылова, преподаватель той же Академии, отметила, что после спектакля и мультфильма дети рисуют разные рисунки, пишут разные рассказы по просьбе взрослых. Анимация, компьютерные игры формируют плоское мышление у ребенка, театр побуждает к творчеству.
С голоду варили супчик из голубей
На самом деле на долю артистов-кукольников выпадало не только творчество. Особенно часто оно не выпадало на гастролях по области. Самые отчаянные казусы случались, если выехали в дальний район, а какую-то куклу забыли. В ход шла актерская фантазия. Куклой наряжали живого актера, он должен был стать «деревянным». Иногда забывали декорации. Вместо них прилаживали сельские заборчики, пугала и поделки из сена. Бывало, что отказывала радиотехника и, как когда-то, спектакль озвучивал баяном тапер дядя Вася. Людмила Гаврилова вспоминает случай, который произошел, когда она работала в Орловском кукольном театре. Шли гастроли в степях Волгограда. Актеры жили в бараках вместе с газоразработчиками и отчаянно голодали. Из продуктов им завозили только селедку и ржаной хлеб. Как-то мужчины, забыв о высоком искусстве и брезгливости, стали по ночам ловить голубей и варить из них бульон.
Урезали на два миллиона
Артисты - народ суеверный. Прямо за сценой живут три ангела из спектакля «Ящик Пандоры», и все уверены, что они оберегают театр.
Бюджет театра в этом году урезали на два миллиона, это, наверное, «подарок» к 60-летию. А старинное здание нуждается в ремонте. И главный режиссер не оставляет мечты устроить для детей настоящий театральный музей, а не выставку кукол, лазерное шоу (если привезут давно обещанную световую пушку), зимний сад и кафе. Верит, что найдет поддержку у бизнесменов.
А театр займется своим прямым делом - творчеством. Уже в апреле состоится премьера спектакля «Красная шапочка, тамагочи и Волк» про то, как Волк проглотил тамагочи и игрушка стала мешать ему в злобных делах. В планах - «Несносный слоненок» по Киплингу, «Два клена» Шварца, «Рождественская мистерия».
Как Рембрандт и «Адидас»
Как ни странно, знак качества кукольного театра - подделки под него. Оказывается, в Ульяновске имеется трио актеров-кукольников, которое получило лицензию и устраивает представления по детским садам, школам и частным домам, нередко сообщая, что является частью театра кукол. Это обнаружили сотрудники театра, когда пришли приглашать детей из садика на премьеру и встретили холодный прием взрослых: «Ваши у нас давали представление, это халтура!». Обычно копии делают с чего-то качественного и популярного - с картин Рембрандта, например, или с обуви «Адидас». Вот и наш кукольный театр удостоился. Хотя Людмила Гаврилова говорит, как это неприятно.
-У нас же такая публика, что ее нельзя обманывать! Мы привыкли во время спектаклей общаться с детьми, и такую поддержку иногда получаем, что не ожидали. Например, в постановке «Гусенок» девочка-героиня говорит: я посплю, а вы, ребята, потопайте или похлопайте, если хитрая лиса появится. Так эта несчастная лиса на сцене рта не может открыть, так дети бурно будят девочку, чтобы защитить ее. Ну разве можно для них халтурить!
Лилия ГРЕБЕНСКОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz