UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 6 ноября 2003 года №167-168



Судьба всегда настигнет...


В воскресенье в Мемцентре с огромным успехом прошел концерт Ульяновского симфонического оркестра. Дирижировал им Сергей Скрипка, мастер, которому наряду с прочим в жизни довелось поработать над созданием знаменитого мультфильма "Простоквашино". Скрипка гордится этим и сейчас. Кстати, мультфильм чуть было не зарезала цензура.
Имя дирижера известно всем, кто досматривает наши фильмы до конца. Его музыкальная фамилия появляется в титрах почти 30 лет, он - первая скрипка в отечественном кино, где записывает музыку с Государственным оркестром кинематографии. Однако неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не Всесоюзные ленинские фестивали, проходившие в Ульяновске. Здесь в начале 70-х студента Харьковского института искусств заметила одна из сотрудниц Министерства культуры СССР и пригласила в Москву. Скрипка, не откладывая дел в долгий ящик, поехал завоевывать столицу. Сдал экзамены в Московскую консерваторию, а на последнем курсе...
- Судьба всегда настигнет, как бы ни отворачивался, - рассказал маэстро корреспонденту "СК". - Я всегда очень любил кино, киноман до сих пор. Наш профессор Лео Гинзбург предложил принять участие в конкурсе молодых дирижеров в кино, но некоторые посчитали, что это ниже их достоинства. А я пошел. Нам дали задание сыграть музыку для маленького фрагмента. Было страшновато, потому что шла работа над картиной самого Евгения Матвеева "Судьба". Музыку к фильму сочинил композитор Евгений Птичкин.
Меня поставили перед огромным экраном (это сейчас мы работаем с мониторами). Впереди - оркестр, нужно было, что называется, музыку "уложить в экран". В кино есть такой термин. Время там измеряется по секундам. Например, за три минуты 36 секунд ты должен поставить все акценты: вот герой целуется с героиней, вот он отошел от нее, сел, и эпизод закончился. Как у меня получилось, я до сих пор не понимаю. Но получилось. Киношники на меня странно посмотрели. Попросили повторить. Еще раз получилось. Люди этому учатся годами. А у меня, видимо, чувство времени, ощущение экрана есть от природы.
После консерватории Сергей Скрипка получил распределение в оркестр кинематографии, хотя многие были против его кандидатуры, так как в молодом дирижере почувствовали конкурента. Чутье их не обмануло, очень скоро композиторы один за другим стали останавливать выбор на Скрипке. Работы было так много, что дирижер потерял фильмам счет. Кажется, их у него перевалило за 600. Он не только дирижировал, но и подбирал музыку к фильмам, создавал аранжировки, реже писал сам.
- Я дирижировал почти во всех фильмах Эльдара Рязанова - это "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", одна из моих любимейших картин - "Жестокий романс". Последний фильм - "Ключ от спальни" - он делал с другим дирижером и другим оркестром. Для меня это было непонятно, но, видимо, был свой резон не столько у Рязанова, сколько у композитора Андрея Петрова. Я в это не вникал.
С Георгием Данелией я начинал работать с "Осеннего марафона". Пережил безумно сложный фильм "Кин-дза-дза". С Данелией вообще непросто работать, потому что он сам может заменить любого композитора. Канчелия и Петров, несмотря на славу любимых композиторов, на съемочной площадке - лишние. Режиссер все переделывает. В "Кин-дза-дза" мы долго искали ржавый звук, это было мучением для всех. Он пытался его вытащить из каждого инструмента. Кончилось тем, что Данелия притащил какой-то амбарный замок, который, по его задумке, нужно было открывать и закрывать. Бедный ударник уже ничего не соображал, пришлось на этом замке сыграть мне. Данелия потом долго потешался, что у меня замечательно получается. Но в своей книге этот эпизод он описал совершенно по-другому. Я потом спросил: "Что же вы истину искажаете?". Отвечает: "Но я же не могу знаменитого дирижера посадить за замок". Я этим эпизодом, может, горжусь, а он не может! В следующей книге обещал исправить.
- Вам самому, наверное, уже можно писать мемуары.
- Когда не ведешь записей, мемуары писать сложно. А в молодости не записываешь, думаешь, что дальше будут встречи, эпизоды еще интересней. Только с годами начинаешь понимать, что самое интересное уже было. Если представить, что моя вторая работа в кино была "Мой ласковый и нежный зверь" с Лотяну, что может быть еще интересней?! Вытащить тот самый знаменитый вальс, который звучит до сих пор, было непросто. Лотяну, с его бешеным темпераментом, орал на оркестр: "Вы играете, как клубная команда". Но вытащили!
- А были фильмы, которые состоялись только благодаря музыке?
- Я знаю точно, что тот же "Жестокий романс" без музыки был бы скучным. Его спасло только точное музыкальное попадание. Легкая, дурашливая атмосфера в "Бедном гусаре" создается именно музыкой. Фильм просто невозможно представить без романсов. В фильме Данелии "Слезы капали" - час сорок минут музыки! Но работалось над фильмом очень тяжело. Я как-то сказал: "Георгий Николаевич, название фильма можно ставить эпиграфом к нашей работе". Эту картину Данелия снял после смерти своего сына, это очень больной, внутренне изломанный фильм. История там простая: про троллей, которые разбили зеркало, осколок попал в работника районного масштаба, и он начал всем говорить правду. И жизнь у всех, а у него в первую очередь, пошла насмарку. Канчелия написал к фильму три партитуры. Но Данелия стоял перед экраном и насвистывал что-то свое. А потом поворачивался ко мне и спрашивал: "Вы поняли?". Приходилось интуитивно выстраивать то, что ему хотелось бы. Как это получилось, для меня самого большая загадка. У меня в одной руке был секундомер, в другой - палочка, один глаз - на экран, другой на партитуру, третий - на оркестр, четвертый - на секундомер.
- Помнится, Вы и к мультфильмам приложили руку.
- Я могу гордиться тем, что работал в команде "Простоквашино". Это были удивительные люди. День начинался с анекдотов, и дальше все шло легко. Но мультфильм долго подвергался цензуре. Я спросил у режиссера, не из-за тех ли слов, что произносит Шарик: "Я люблю мясо из магазина, потому что в нем костей больше". Так и было. Хорошо, что вмешался Эдуард Успенский, который пригрозил, что его книги переведены на 80 языков мира, что, если эти слова уберут, он вообще запрещает выход мультфильма на экран. Его успокоили, фильм выпустили.
- Сегодня оркестры нечасто сопровождают фильмы, пришла мода на другую музыку?
- Особого оптимизма у меня сегодня нет. Хотя наш оркестр стал более востребован, чем несколько лет назад, фильмов стало появляться больше. Но количество пока не переходит в качество. Современные режиссеры выросли на жуткой попсе, синтезаторах, на трех аккордах, которые заполонили всю эстраду. Институт музыкальных редакторов уничтожен, осталось два-три человека, и они не влияют на музыкальное содержание фильмов.
- У Вас необычная фамилия, не она ли определила Ваше музыкальное будущее?
- Разбирать этимологию украинских фамилий очень сложно. Есть фамилии, которые давались в Запорожской Сечи. Папа и мама рассказывали, что наши очень дальние родственники ходили по деревням, играли на скрипке на свадьбах. Под Харьковом есть целый хутор, где все жители - Скрипки. Но скрипачом я не стал, пел в хоре мальчиков, потом дирижировал хором. Сейчас продолжаю работать с двумя оркестрами одновременно - оркестром подмосковного Жуковского руковожу со студенческих лет. Больше кино люблю только концерты.
Сергей Скрипка - непревзойденный импровизатор. На ульяновской сцене он заставил оркестр спеть "Уно моменто", одним дирижерским жестом укрощал овации публики, кивком головы разрешал хлопать между частями сюиты - можно, если зрителю невтерпеж сдерживать эмоции. Когда же понял, что после концерта ему не дадут уйти со сцены, взял и увел за руку первую скрипку. Публика шутку оценила и разошлась, влюбленная в Скрипку и, конечно же, в музыку.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz