UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 20 мая 2003 года №72



Не к антиквару, а в музей


Отклик на статью "Раритеты уходят за бесценок", опубликованную в "СК" за 8.04.2003г. Принимая решение расстаться с семейными реликвиями, каждый должен знать, что у него есть выбор. Частным скупщикам имеется альтернатива - государственный музей.
Мнение, что все музеи сегодня неплатежеспособны, справедливо часто, но не всегда. Для нашего города таким исключением является Государственный историко-мемориальный заповедник "Родина В.И. Ленина". Заповедник - учреждение культуры федерального подчинения и потому не зависит от проблем местного бюджета.
Только благодаря ульяновцам мы по капельке черпаем свидетельства нашей истории, которые затем объединяем в музейные экспозиции.
Существуют основные способы приобретения предметов у граждан, каждый из которых хорош для своей ситуации: дар, закупка, завещание. Дар чаще всего применим для письменных источников (например, для личных архивов, состоящих из документов и фотографий). Завещание, как правило, оставляют люди увлеченные, сами занимающиеся сбором коллекций, обеспокоенные их дальнейшей судьбой. Закупка обычно применяется в случаях с вещевой группой, то есть с тем самым антиквариатом, где конкуренцию госмузеям составляют частные скупщики.
Главный козырь скупщиков - оперативность. Здесь музеи проигрывают, так как наличных денег у фондовиков не бывает. Принося предмет в музей на закупку, гражданин получает акт приема и ожидает (как правило, месяц) результата комиссии, которая производит оценку. В случае согласия с назначенной ценой, сдатчик в бухгалтерии получает деньги. На всех этапах гарантирована тайна сделки.
Других преимуществ частные антиквары не имеют. Их оперативные цены всегда ниже реальных.
Но все эти товарно-денежные отношения меркнут перед тем обстоятельством, что, попадая в музей, вещи перестают быть бездушным товаром и становятся живыми свидетелями эпохи. Они не теряют свою былую принадлежность и связь, напротив, подобная информация прочно закрепляется за каждыми из них. Так, карманные часы ульяновского архитектора Ф.Е. Вольсова никогда не станут просто часами, они всегда будут часами Вольсова. Значит, не умрет и память.
Став собственностью музея, приобретя статус музейного предмета, ваша семейная реликвия начинает новую жизнь, так как, попадая в среду своих родственников или собратьев по рождению, вдруг осознает себя частью большого единого целого. Простая чашка "развоображается" в компании знатного семейства русского фарфора, производимого Гарднером и Кузнецовым. Платье вспомнит молодость среди других костюмов XIX века. Фотография станет историческим источником и о костюме, и о человеке, и о событии, и о симбирском фотографе, на паспарту которого она наклеена. А коробка из-под монпансье вновь вообразит себя наполненной фруктовыми леденцами, как только ее поставят на прилавок в музее мелочной лавочки, где она когда-то стояла среди прочего товара.
И все это останется людям. А однажды в музей придут правнуки горожан-сдатчиков и услышат имена своих предков, увидят бережно хранимые реликвии, почувствуют комок в горле... И не утратится связь времен.
Наталья Федотова, научный сотрудник отдела фондов.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz