UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 17 мая 2003 года №70-71



Реки потекли вспять по указу Екатерины II


Симбирск мог стать совершенно другим городом, чем он есть сейчас, если бы была реализована хотя бы одна десятая часть идей, предлагаемых в разные периоды истории.
Но город всегда оставался "захолустным", как чаще всего упоминается в воспоминаниях знаменитых земляков. Виной тому называют особую ауру, создаваемую двумя реками, текущими в противоположном направлении. Но появилась и новая версия, что вся история города, возможно, пошла наперекосяк с легкой руки императрицы Екатерины II, утвердившей первую карту Симбирска задом наперед.
Копия этой карты ныне хранится в недрах областного архива. На ней обозначены дома и улицы, построенные к 1780 году, только вот вместо Волги течет Свияга и наоборот. Ошибся составитель карты, а Ее Величество Екатерина II собственноручно подмахнула: "Быть сему". С тех пор, вероятно, и стало правилом, что всякий прогрессивный проект здесь увязал, как в болоте, а цивилизация доходила всегда позже, чем в другие города.
Головной болью города во все времена оставалась река Симбирка. По ее берегам селился самый бедный люд, большинство притонов располагались тоже здесь. Саму Симбирку рекой можно было называть с натяжкой. Санитарные врачи описывали ее как овраг, отхожее место, куда стекают все проточные воды, куда сбрасывается мусор. Врачи не раз обнаруживали в воде фекалии и навоз. Между тем летом здесь можно было видеть купающуюся детвору и полоскающих белье женщин. Проектов благоустройства набережной было множество, но обсуждения ничем не заканчивались. В итоге Симбирку спрятали под землю. Возможно, XXI век облагородит эту территорию. Шаг к тому - строительство торгово-развлекательного комплекса за Домом быта. Хотя река еще может повести себя непредсказуемо и выйти наружу в самом неожиданном месте.
В конце 40-х годов XIX века писатель Владимир Соллогуб отмечал в своих воспоминаниях, что полгода жители Симбирска тонут в грязи, другие полгода протирают глаза от пыли. На улицах ему порой бывало трудно признать приятелей под густым серым слоем пыли. А все потому, что тротуаров в городе отродясь не было, и Соллогуб, приехав на побывку в Симбирск, был приятно удивлен их появлением, пусть даже тротуары были всего-навсего дощатыми. До революции только часть улицы Гончаровской (так ул.Гончарова называлась раньше) была покрыта асфальтом, остальные городские магистрали заасфальтировали лишь в XX веке, после Отечественной войны. Старожилы помнят, что в центре города вплоть до 1940-х годов жевали травку коровы и козы. При этом, надо отметить, еще до революции в Симбирске работал свой асфальтный завод, но его продуктом выстилали дороги где угодно, только не в собственном городе. Симбирску всегда не хватало денег на благоустройство.
Симбиряне долго носились с идеей проведения газового освещения. Но так протянули с этим делом, что уже было изобретено электричество. Тогда власти решили отложить "газификацию", чтобы сразу перейти к электрификации. Первые лампочки в городе появились в конце XIX века, лет на 20 позже, чем в Петербурге.
В XIХ веке предприниматели пришли к заключению, что для более динамичного развития торговых отношений Симбирска, да и всего города в целом, необходимо от волжской пристани до центра провести рельсовые пути и построить подъемную машину, которая возила бы снизу вверх грузы и людей. Петербуржцы Бражников и Миронов предлагали устроить все безвозмездно. Но городские власти в этом увидели какой-то подвох, и проект так и запылился в чиновничьих кабинетах.
В 1923 году город всерьез включился в обсуждение проблемы о переносе Симбирска или в Заволжье, или в Засвияжье. Тема возникла в связи с участившимися оползнями, которые разрушали берег, тормозили строительство моста через Волгу. Москва выдала 10 миллионов золотом на борьбу с оползнями. Но нашлись люди, которые эти деньги предлагали использовать на строительство нового города. "Зачем дорожить этим опасным местом, - писал в газете "Экономический путь" инженер Шаттэ, - целесообразнее было бы построить новый город на другой стороне Волги или Свияги". Развернулась дискуссия: "Где быть Симбирску?". "Там, где и должен быть", - резюмировали его жители, когда выяснилось, что инициатор "переезда" Гуго Карлович Шаттэ имел кровный интерес - в Засвияжье у него находился собственный заводик.
Троицкий собор, о возрождении которого сейчас много говорят, возводился около 20 лет, но был бедно обставлен, обшарпан, на его содержание вечно не хватало средств. От недостатка денег страдала и медицина. В результате в Симбирске продолжительность жизни была ниже, чем в целом по России - здесь доживали в среднем до 19 лет, тогда как в стране - до 26. Половина всех смертей приходилась на детей младенческого возраста. Но Городская Дума всегда старалась принимать бездефицитный бюджет и отчитывалась перед симбирянами вплоть до потраченной копейки.
История града Симбирска демонстрирует парадоксальную ситуацию, когда самые талантливые его жители не могли себя реализовать здесь, а уезжали в другие города. В то же время люди, достигшие почестей и славы здесь, как правило, оказывались не симбирянами, а приезжими из других городов.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz