UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 17 мая 2003 года №70-71



Магазины новые, но продавцы в них как бы вчерашние


И как мы до сих пор жили без супермаркетов? Без возможности самим подойти, пощупать, рассмотреть, подержать в руках... да хоть бы пачку того же кефира? Как мы ухитрились не превратиться в жирафов, вытягивая шеи, чтобы рассмотреть микроскопический ценник на полке за спиной твердокаменного продавца в обычном магазине?
Не прошло и десятилетия с тех пор, как супермаркеты прижились у ближайших поволжских соседей, а теперь они есть и в Ульяновске: с тележками и корзинами, с отмытой от земли картошкой и экзотическим для наших мест луком-пореем, с миллионом разных банок и баночек, бутылок и бутылочек, пакетов и пакетиков. Ходи, читай, трогай. Понравилось - сложил в тележку и покатил дальше, не понравилось - положил на место. И никто слова в упрек не скажет, что долго ходишь между рядов или слишком пристально вчитываешься в этикетки. Короче, в супермаркете есть все (кроме, как говорят американцы, одной-единственной вещи, которая тебе нужна). Народ это оценил и с удовольствием наполняет тележки.
Так значит, теперь у нас как на Западе, и не надо больше тосковать о несостоявшейся загранпоездке? Не совсем. Да, лук-порей и тележки, батареи импортных вин, баночки со специями и развесные салаты для особо ленивых или занятых - это как у них. Не видно пока лобстеров в аквариуме, но это дело времени и спроса, не это главное. Главное - у нас пока нет корпоративной культуры обслуживания и, как составной ее части, культуры общения с покупателем. На эту мысль меня натолкнуло посещение одного из супермаркетов.
Кто был в западных странах, видел, как работают кассиры в больших магазинах такого типа. Они не просто считывают штрих-коды с товаров, которые вы набрали в свою корзину. Большинство из них делают свою в общем-то монотонную работу так, что у вас создается впечатление, будто они делают ее с удовольствием. Для начала кассир поздоровается, возможно, перебросится с вами парой приветливых фраз, продолжая считывать сканером этикетки. В конце процедуры вы получите традиционное "спасибо" и что-то вроде "берегите себя". Покупки вам не придется упаковывать самому, потому что на выходе у кассы окажется работник, который все это сделает, натренированно сортируя продукты по пакетам, при этом овощи никогда не попадут в один пакет с хлебом или сыром. Пакет будет предложен на выбор: пластиковый с ручками или бумажный. И никогда - слышите, никогда! - с вас не потребуют денег за пакеты, а дадут сколько надо, потому что по сравнению с оборотом супермаркета эти прозрачные пакеты - сущие копейки! Не центы даже.
Вероятно, хозяева наших супермаркетов ориентируются на западные стандарты (по крайней мере, они должны к этому стремиться). Пока же в наших супермаркетах сидят за современными кассовыми аппаратами девушки хоть и с красивыми, но привычно непроницаемыми лицами (знать, сильна школа советской торговли). Пакет вам не дадут, а продадут за полтора рубля, хотя такую мелочь можно было бы "растворить" в товарообороте и за счет этого привлечь новых покупателей. Если вы стоите в торговом зале, озираясь растерянно в поисках чего-нибудь, пока что не ждите, что к вам подскочит консультант: "Чем я могу вам помочь?". И до сноровистых упаковщиков мы тоже пока не дожили. Как и до карточек регулярных покупателей, которые дают небольшую скидку, когда вы набираете товаров на определенную сумму.
В общем, "дома новы, да предрассудки стары". Может быть, это мелочи по сравнению с тем, что у нас теперь есть, ведь теперь мы в Ульяновске можем свободно купить дижонскую горчицу, как самые настоящие французы. Но, может быть, именно эти мелочи и заставляют заходить лишний раз в супермаркет, даже если тебе, по большому счету, ничего не надо. Так что - берегите себя! А вы, уважаемые работники супермаркетов, наоборот, - не жалейте себя для нас. Вас от этого только прибудет.
Георгий СЕРГЕЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz