UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 1 марта 2003 года №31-32



Как Валентину Леонтьеву выкинули с телевидения


Валентина Леонтьева - диктор Центрального телевидения первого призыва. Она не только читала тексты, но и вела трогательные, незабываемые передачи "От всей души", "В гостях у сказки", "Голубой огонек". А потом, когда на телевидение пришло новое поколение, Валентину Михайловну отстранили от эфира. Коллеги не вспоминают о ней даже, чтобы поздравить с праздником. Об эпохе забвения и о своих звездных часах Валентина Леонтьева рассказала радиослушателям радио "Старый город" ("СГ", Елабуга). В рамках совместного проекта мы предлагаем это эксклюзивное интервью нашим читателям.
- Валентина Михайловна, как Вы впервые попали на телевидение?
- Совершенно случайно. Закончила школу-студию МХАТ и думала, что буду актрисой. Потом отправилась на два года в Тамбов по распределению. Меня выбрал дядька из Тамбова, и я к нему попала. Вернулась обратно - денег нет, ничего нет, и по радио услышала, что набирают дикторов Ольга Сергеевна Высоцкая и Юрий Борисович Левитан. Подумала - может, денег дадут каких-то? На прослушивании было очень много народа, в основном молодежи - юноши, девушки, - и я среди них. Дали какие-то бумажки, чтобы прочитать, и именно с этого момента я стала сама собой. Написано: "Лебединое озеро" - я подумала, а фигли все это буду читать, лучше сейчас все это расскажу, а бумажки попросту выкинула. Члены комиссии совершенно ошалели и сказали: "Вы должны быть диктором, правда, у нас еще нет единицы, и пока помощником режиссера побудьте...". Я говорю про себя: "Да пожалуйста, куда угодно, лишь бы платили мне...". А потом стала диктором.
- Какие плюсы были у телевидения того времени, если сравнить его с нынешним?
- Мне кажется, там было интереснее. Сейчас ведущие - это конец света, они совершенно не знают русского языка, а ведь это страшно, чтобы с телевидения шел неправильный русский язык, я вся холодею, когда это слышу.
- Вас как-то обучали специально?
- Стали обучать Ольга Сергеевна Высоцкая и Юрборчик (Юрий Борисович Левитан. - Ред.). Потом как-то все пошло само собой. А вытолкнули меня самой первой с телевидения - я столько лет проработала, и теперь меня даже не поздравили из телевидения - никто, ни один человек.
- Но подавляющее большинство простых людей Вас, конечно, помнят, и в первую очередь - как ведущую передачи "От всей души". Как вообще она возникла, и кто ее придумал?
- Я ее придумала, тысячу лет назад. Объездила весь Советский Союз с нашей передачей. Никогда не встречалась с людьми до эфира, потому что если я их уже увижу, то все будет не так, тем более если они меня увидят. Понимаете, это было для меня такое счастье. Шел прямой эфир, и, конечно, он мне много дал.
- Некоторые пытаются сравнить программу "От всей души" с передачей "Жди меня", выходящей на Первом канале.
- Да ну, господь с Вами, это совершенно другая передача. "От всей души" была очень теплая, сиюминутная, ее очень любили. Вы себе не представляете, сколько я получила писем, просто немыслимое количество - по 100-120 конвертов в день. Моя мама, царство ей небесное, все читала, потому что у меня больше сил не было. И какие теплые слова говорили! Вы знаете, когда я рассказывала о каком-либо своем герое, я знала все о нем. Иногда весь зал плачет, а я же не могу плакать, потому что мне надо работать. У меня с сердцем становилось плохо, потому что очень трудная ситуация.
- Младшее поколение, несомненно, помнит Вас по программе "В гостях у сказки", аналога которой нет ни на одном современном канале.
- "В гостях у сказки" тоже шла в прямом эфире, записи не было. Я общалась не с камерой, а с детьми - я "видела" их мордочки, их глаза, я "видела", как они смеются. Они это чувствуют, их же невозможно обмануть.
- Очень многие из того поколения вспоминают конкурс рисунков к передаче.
- Рисунки были потрясающие. Я как-то их показывала, и у меня в руках оказалась маленькая бумажка, вся смятая-смятая, там кружочек нарисован и какие-то маленькие черные капельки. Решила: "Что же я это буду показывать?". И написано мамой: "Наташа, 3 года". Но тут я подумала: "Она же будет ждать". Взяла утюг, выгладила все это и показала в эфире. Буквально через два часа мне позвонила мама автора рисунка и сказала: "Знаете, она еще за три часа села к телевизору и ждала своей картинки". А если бы я выкинула, это была бы трагедия!
- Валентина Михайловна, а какие отношения у Вас складывались с партийным руководством, телевизионным начальством?
- У меня был такой смешной случай. Мы едем с Лапиным (председатель Гостелерадио СССР в 1970-1985 годах. - Ред.) в машине в какой-то город - он всегда меня возил с собой, потому что, когда я выходила на сцену, все было хорошо. А он был депутат, и однажды говорит: "Валя, а сколько лет Вы в партии?". Я говорю: "Сергей Георгиевич, я не в партии". Он: "Как? Вы не партийный работник?" - "Да". - "А как Вас взяли?". Ведь это было невозможно - работать на ТВ и не быть партийным человеком. Он сказал: "Сейчас мы приедем, я Вам дам все бумаги...", - но я сказала: "Сергей Георгиевич, уже поздно, я этого делать не буду". А все были уверены, что я - с партбилетом. Более того, однажды в Кремле я должна была взять интервью у каких-то знаменитых дядек и тетек. Я иду туда, у меня нет с собой партбилета, и стоят два солдата, справа и слева. Когда они меня увидели, они сказали: "Ой, тетя Валя! Здравствуйте, тетя Валя! Не дадите ли нам автограф?". Я говорю: "Пожалуйста", - и прошла без партбилета. А потом меня спросили: "Как тебя туда без него пустили?". Я говорю: "Пустили". - "А мы не думали, что ты непартийная". Я говорю: "Никогда".
Я была очень популярна, но популярность свою не понимала. Как-то бегу в метро, спешу - скорее, скорее... Ко мне подходит женщина, берет меня за пуговку пальто и начинает рассказывать о своей жизни. Мне надо уходить, а я понимаю, что она одинока, что ей не с кем даже поговорить, что она должна излиться хоть кому-то. И я всю историю прослушала до конца - она была счастлива. Потом мои друзья говорили: "Слушай, достань машину". Я говорю: "Как?" - "Иди, тебе дадут!". Или просили еще что-то сделать. Я всем все делала, доставала все, что невозможно было достать в то время. А когда я им всем все достала, они меня кинули, мгновенно, насытились - и все! Я доставала какие-то квартиры, Бог знает, чего делала, но сама для себя, клянусь Богом - я крещеная, - ничего для себя не просила никогда.
- Вы можете рассказать одну из самых запомнившихся историй из своей телевизионной жизни?
- Я вела "От всей души" и пригласила Валерия Павловича Автостроева, поговорила с ним, потом пришла домой и вижу заголовок в газете: "Они встретились через 50 лет" - и фотография. Оказывается, много лет тому назад ему было три годика и на каком-то вокзале он был с матерью и другими детьми. Выбежал, а мать осталась с остальными. В это время там, в этом городе, строился автомобильный завод, и женщина, которая на нем работала, взяла мальчика к себе. И встал вопрос, какую фамилию дать. "Автостроев!" - "А имя и отчество?" - "Валерий Павлович!" Потому что это был первый губернатор. Вот обо всем этом я рассказала в передаче. Но самое интересное, что эту передачу смотрела его мама, и она узнала: "Это мой Юрка... Это мой Юрка!". Как могла мать через столько лет узнать своего сына? Потом она позвонила и сказала: "Если Вы мне не верите, то проверьте - у него на левой лопатке - черная метинка. Посмотрите". На работе решили сделать диспансеризацию одного отсека, второго, третьего, четвертого... и наконец пришел Автостроев - врачи посмотрели, а у него метинка коричневая. И только тогда ему сказали: "Твоя мама тебя нашла!". И я так подумала: "Какое счастье, что она смотрела телевидение!". И он ее тут же взял к себе. Как это можно отрепетировать?
- Одной из передач, которую Вы вели в 50-60-е годы, был "Голубой огонек", куда приходило множество известных людей. Встреча с кем из них Вам особенно запомнилась?
- С Райкиным. Это был удивительный человек. У меня есть очень много его фотографий. Мы с Аней Шиловой ездили на Карельский перешеек и даже не знали, что он там. И вдруг голос: "Девочки! Я пришел!" - и повез нас на рынок. Мы купили четыре красных арбуза, дыни, виноград - в таких размерах!!! Я говорю: "Аркадий Исаакович, мы же никогда это не съедим!" - "Не важно". Его "Девочки!" я никогда не забуду, он был весь такой в себе, но с нами был в прекрасных отношениях, письма писал, звонил, мы были очень дружны, хотя он намного старше меня. Аиров - так он называл себя.
- И последнее, Валентина Михайловна, по традиции Ваши пожелания нашим слушателям и читателям.
- Все-таки надо быть добрее - чем больше ты делаешь, тем больше ты получаешь. Это самое главное.
Радио "Старый город" - "СК".


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz