UCOZ Реклама

Свежий номер...

Среда 11 июня 2003 года №84-85



Мистификатор
Все родные умерли у него на глазах


Илья Глазунов - художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к его творчеству не ослабевает. Его огромные документальные полотна сравнивают с плакатами, считают слишком прямолинейными, публицистичными.
Он плодовит. За годы своего творчества создал более трех тысяч произведений - от монументальных полотен ("Мистерия ХХ века", "Мистерия ХХ века-II", "Разгром храма в пасхальную ночь", "Раскулачивание", "Рынок нашей демократии" и т. д.) до небольших офортов.
Илья Глазунов говорит, что его однажды поразили слова русского художника Виктора Васнецова, который сказал: "Мое искусство - это свеча, зажженная перед ликом Божьим...". "Я мечтаю приблизиться к этим словам", - сказал Глазунов.
"... Отец и все мои родные, жившие с нами в одной квартире, умерли на моих глазах в январе-феврале 1942 года. Мама не встает с постели уже много дней. У нас четыре комнаты, в каждой лежит мертвый человек. Хоронить некому и невозможно. Мороз почти как на улице, комната - огромный холодильник... Могильно тихо..." Так пишет Илья Глазунов в своих дневниках. Уже будучи взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И.Е.Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине "Дороги войны". Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Академическое начальство единодушно отвергло картину, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: "Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск - такого еще не было в советском искусстве". Картину несколько лет не выставляли. На знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он все-таки осмелился ее показать. Однако выставка была закрыта, а картина передана в Дом офицеров, где была уничтожена. В середине 1980-х годов художник написал повторение уничтоженной картины. Она находится теперь в Художественном музее Алма-Аты.
Первая выставка с клеймом "антисоветчика"
Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный громоподобный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником, поставил это событие в разряд исторических явлений. Основанием для проведения выставки послужило получение Глазуновым "Гран-при" на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за созданный им образ заключенного в тюрьму писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник показал колодец тюремного двора, куда заключенных вывели на прогулку, и они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий своими чертами самого автора, осмелился поднять высоко голову и смотреть на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. Эта картина, столь необычная и драматическая, потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.
Поток зрителей, желавших попасть на выставку, нарастал с каждым часом, а в день ее обсуждения властями была вызвана для укрощения страстей милиция, что впоследствии стало атрибутом и других выставок Глазунова. По поводу творчества молодого художника разгорелась жестокая полемика, разделившая публику на два непримиримых лагеря. Критики назвали его "антисоцреалистичным", выставка закрылась, и он несколько лет провел в "изгнании" учителем черчения в провинциальной школе.
Помог случай. Премьер-министр Дании изъявил желание заказать портрет у "того самого талантливого художника". Глазунова нашли, привезли в Москву в конце 60-х годов, организовали выставку в Манеже, дали мастерскую. О его таланте вновь заговорили.
Жена выбросилась из окна
Под высокими сводами академического коридора - бывшей Императорской Академии художеств - 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину, которая стала его супругой, - Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя, Н.А. Бенуа, 30 лет был главным художником театра "Ла Скала", другой родственник - всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать - родная сестра бабушки Нины Александровны - была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.
Художник любил рисовать Нину. А потом и всю семью с детьми - Иваном и Верой. Вместе с женой - художницей по костюмам - он оформлял оперные и балетные спектакли, добивался, чтобы ее выпустили с ним в творческую командировку за границу. Казалось, в семье царила полная идиллия.Но вот в 1986 году пришла страшная весть. Нина выбросилась из окна.
Глазунов не бросил рисовать портреты красивых женщин, но не одна из них не стала его женой. Сын и дочь Глазунова теперь преподают в его Академии, они тоже художники.
Трижды писал на заказ
- Лет сто назад министр иностранных дел Советского Союза Андрей Громыко увидел мой макет музея в Палехе и распорядился: "Закажите этому... как его?.. Глазкову проект нашего посольства в Мадриде. Надоели мне бетонные бункеры вроде тех, что вы построили в Париже". Я и сделал здание посольства СССР в Испании.
Потом ЮНЕСКО заказало картину. В 1980 году. Кроме меня, еще Пикассо участвовал в оформлении штаб-квартиры этой организации. Я написал полотно, которое назвал "Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию". Там и герои "Слова о полку Игореве", "Витязя в тигровой шкуре", и Шолом-Алейхем, и Пушкин, и Максим Горький. А вот Лермонтова в ЮНЕСКО не знают, попросили его не рисовать.
А третий заказ был совсем недавно, когда решили реконструировать Кремль и избавиться от уродливых казенно-серых обкомовских интерьеров. Устроили конкурс эскизов, я делал 14-й корпус и Большой Кремлевский дворец, творение великого Тона. Для меня БКД связан и с именем Николая I, по чьему заданию строился дворец. Я люблю Николая - он раздавил декабристов, этих "носителей счастья и свободы", а по сути детей якобинцев, которые устроили бы в России страшную резню. Государь на сто лет задержал революционеров.
Брежнева рисовал по фотографии
Упреки в том, что он бравировал антисоветчиной, и в то же время писал портреты всех вождей, сопровождают Глазунова всю жизнь. Вот как он ответил на это журналу "Итоги".
- Я никогда не состоял в придворных живописцах. Помню, как-то меня попросили нарисовать портрет "всесоюзного старосты" Михаила Ивановича Калинина, идущего вместе с детьми на рыбалку. За триста рублей! Тогда это была сумма - три зарплаты инженера или врача. Я отказался, поскольку с Калининым знаком не был, а рыбалку вообще ненавидел. Кто-то сегодня скажет: подумаешь, подвиг! Да, не подвиг, но поступок. В конце концов, мне надо было как-то кормить семью! Меня не принимали в Союз художников, не давали заказов, и я перебивался случайными заработками, рисуя иллюстрации к книжному приложению журнала "Огонек" и рискуя запросто загреметь на 101-й километр за тунеядство. В газетах вообще писали, что Глазунов подрывает основы социалистического реализма! А потом вдруг президент Финляндии Урхо Кекконен захотел, чтобы я нарисовал его портрет. Было официальное письмо в ЦК КПСС. Большому другу Советского Союза отказать не могли. Я сделал работу и завоевал право существовать в родной стране. Затем последовали обращения Лоллобриджиды, Висконти, Феллини. Я ездил, писал портреты. А потом генеральный секретарь Брежнев собрался в Индию. К этому историческому визиту решили сделать Индире Ганди подарок, поручив народному художнику СССР Дмитрию Налбандяну изобразить индийского лидера во всей красе. Тот честно работал, но Ганди картина не понравилась, она вернула ее со словами: "Я не армянка". Тогда в Министерство культуры вызвали меня. Фурцева сказала: "Немедленно собирайтесь в Индию!".
Я нарисовал такой портрет, увидев который, Ганди зарыдала. На чужом плече. Сейчас картина находится в национальном музее в Нью-Дели. Брежнев посмотрел на реакцию Индиры и сказал: "Почему Глазунов рисует только буржуазных лидеров? Например, у меня скоро юбилей...". Я писал портрет по фотографии! Нет, Брежнев был готов позировать, но увидел набросок и сказал: "Не позволяйте Глазунову ничего менять. Он только испортит гениальную картину!". Я очень старался и перестарался. Леонид Ильич забрал портрет и больше его не отдавал. Говорят, отвез домой, там повесил... За работу я не получил ничего. Ровным счетом ни-че-го! И с Брежневым так ни разу не встретился. Но говорю это не в оправдание. Мне нечего стыдиться, я от своих работ не отказываюсь.
Софья РЫЖОВА, по материалам Интернета.
Досье
Илья Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец - Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать - Глазунова Ольга Константиновна. Супруга - Виноградова-Бенуа Нина Александровна (умерла в 1986 году). Сын - Иван, дочь - Вера.
1942 г. 11-летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде эвакуируют в деревню Гребло Новгородской области. 1951 г. Поступает в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. 1955 г. Пишет полотно "Последний автобус", положившее начало циклу произведений на тему города. Начинает работу над художественным воплощением образов Ф.М.Достоевского, над иллюстрациями к произведениям А.А.Блока и других русских классиков. Получает "Гран-при" на IV Международном конгрессе студентов в Праге за картину "Юлиус Фучик". 1956-1958 гг. Создает серии портретов деятелей мирового искусства, положивших начало мировой известности Глазунова как портретиста. Создает картины "Русский Икар", "Андрей Рублев", открывающие цикл произведений на темы русской истории. Активно участвует в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 1972 г. Выпущен альбом "Илья Глазунов". И.С.Глазунов принят в Союз художников СССР. Работает над декорациями и костюмами к опере А.П.Бородина "Князь Игорь", к балету "Маскарад", к опере П.И.Чайковского "Пиковая дама".
В начале 1960-х годов И.С.Глазунов создал патриотический клуб "Родина", через некоторое время он был ликвидирован.
По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году, Глазунов назван "самым выдающимся художником ХХ века". Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды - золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. И.С.Глазунов - народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997), заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz