UCOZ Реклама

Свежий номер...

Среда 11 июня 2003 года №84-85



Татьяна Сергеева:
"Я бы сказала Шаманову..."


Женщина может в наше время стать политиком, но политиком, с которым всерьез считались бы, стать женщине у нас пока все-таки сложно. Зампред Законодательного Собрания области Татьяна Сергеева этого, кажется, добилась: с ней не только считаются, но и занесли даже в какой-то "черный список" областной администрации. Общение работников администрации
с Сергеевой небезопасно для их карьеры. В конце прошлого года крупный чиновник Департамента имущественных отношений, опрометчиво севший на одном из совещаний рядом
с зампредом ЗС, поплатился, например, за это своей должностью.
- Татьяна Владимировна, Вас беспокоит то, что команда Владимира Шаманова, да и он сам, кажется, считают Вас своим врагом?
- Меня беспокоят причины, по которым образовалось это состояние. Мне совсем не интересно анализировать кого-нибудь из них по внешности, вкусам, привычкам и прочее. Я анализирую действия. Многие из этих действий, на мой взгляд, не приносят пользу области, большинству ее жителей.
А что лично я? Ну, узнаю о себе что-то новое из официальных областных газет, публичный политик должен быть готов к этому. В депутаты палкой никто не гонит, а уж если пошел, то не должен бояться сказать вслух то, что другие говорят шепотом.
- В чем, на Ваш взгляд, причина такой неприязни к Вам со стороны администрации?
- Я сугубо гражданский человек, и слова "Есть!", "Так точно!", "Будет сделано!" - не из моего лексикона. Прежде чем принять какое-либо общественно-значимое решение, пытаюсь проанализировать его с точки зрения, кому это выгодно. И если мое мнение не совпадает с официальным, считаю своим долгом отстаивать свое мнение - с помощью аргументов, ссылок на законы. Иногда это удается.
В ноябре 2001 года мне удалось убедить депутатов Законодательного Собрания, что принятые главой администрации области распоряжения о приватизации 53 государственных предприятий области, среди которых типография "Печатный двор", незаконны. По той причине, что перечень предприятий в таких случаях утверждается Законодательным Собранием, законом области, а не распоряжением главы. Эти распоряжения были изданы втайне от депутатов и от народа, т.к. не были опубликованы и не были представлены в ЗС. Спасибо работникам предприятий, которые не согласились с таким решением и обратились к нам. Депутаты проголосовали за остановку приватизации этих предприятий, и свои распоряжения глава вынужден был отменить.
Часть коллег-депутатов поддержала мое предложение об отклонении отчета об исполнении бюджета 2001 года. Бюджет утверждается законом, и к нему нужно относиться с уважением.
За бюджет 2003 года я не голосовала вообще и в первую очередь потому, что не было ясно - хватит ли заложенных средств на зарплату и коммунальные дела? Просила вежливо и терпеливо: дайте расчеты. Обещали, но частичные расчеты потребностей на ТЭР (теплоэнергоресурсы) представили только в мае. По прогнозам глав муниципальных образований, денег хватит до августа-сентября. "А что дальше будем делать?" - спрашивала я. "Просить у Москвы", - отвечали мне. "А если не дадут?" - ответа не последовало.
Ледовый дворец сколько стоит? Цифры были разные - тогда 180 млн руб., сейчас, по-моему, 305 млн. Какой следующий вопрос я должна была задать? "Где возьмем?" - "Дадут". - "За что, на каких условиях?" - на этот вопрос ответа нет до сих пор.
Когда задаешь "неудобные" вопросы, на доброе отношение к себе рассчитывать не приходится.
- Когда через Законодательное Собрание проходит какой-нибудь сомнительный закон, вредный, скажем, для области, некоторые говорят, что с депутатами "поработали" заинтересованные чиновники. Что означает это "поработали" в жизни?
- Всех методов я, конечно, не знаю, могу только догадываться. Перед принятием бюджета 2003 года депутатов-врачей приглашали к Курочке В.К. После этого они проголосовали "за". Кто-то за вовремя поднятую руку удачно решает проблемы возглавляемого им коллектива. Работали и со мной. В каких-то случаях это были звонки по телефону руководителей ведомств (справедливости ради скажу - звонки вежливые!). В других - откровенное давление. Помните эпопею с 304 млн руб. на коммуналку, когда группа депутатов выступила категорически против того, чтобы их направляли куда-либо, кроме коммуналки в муниципальных образованиях? А в проекте часть денег отдавалась ведомству Гошкиса, а часть - на представительство в Москве, на повышение зарплаты чиновникам, в том числе и мне. Мы тогда в знак протеста даже ушли с заседания. После этого появилось заявление группы депутатов, меня "воспитывали" на заседании Совета депутатов Сенгилеевского района, где пугали тем, что из-за моего решения замерзнет народ. Вызывали "на ковер" к населению Цемзавода, где ситуация особенно напряженная, предварительно дав задание осудить мое поведение. Я рассказала людям правду, и меня поняли. Заставляли сенгилеевских депутатов подписывать обращение против меня, но мало кто согласился. Обращение, тем не менее, было обнародовано во всех подконтрольных СМИ.
Сейчас в отношении меня избрана тактика замалчивания. Упоминание моей фамилии в положительном контексте вызывает неудовольствие власти. Виноватым становится редактор. Именно по этой причине я не отдаю свои материалы в газеты своего округа. В сенгилеевской газете я когда-то работала, с уважением отношусь к коллективу и не хочу, чтобы из-за меня кто-то пострадал.
- Вам не предлагали деньги за то, чтобы Вы вели себя потише?
- Дают деньги тому, кто их берет или может взять. Про меня же сказали: "С этой не договоришься". Спасибо на добром слове.
- Вы избраны в ЗС от Сенгилеевского района. Вокруг Сенгилея в основном тишина. В нем так мало проблем или же, наоборот, так много, что сенгилеевцам уже лень о них и говорить?
- Тишина искусственная. Проблем, к сожалению, много. Район промышленный. История с цемзаводом еще не закончилась - когда затраты были государственными, а прибыль - частной. Как я говорю: "У одних обязанность кормить корову, а у других - право ее доить".
По ситуации в пос. Красный Гуляй я обращалась к главе администрации области с просьбой разработать программу развития (или хотя бы поддержки) поселка. Ответ был простым - рекомендовано самому району этим заняться. Но администрация района, будь она семи пядей во лбу, с Красным Гуляем в одиночку не справится. Массовая безработица, безденежье, заработки только на "далекой стороне" - это лицо поселка. В п. Силикатный - топор висит над АО "Кварц", не отдадут ему новое месторождение кварцевого песка, и судьба предприятия - под вопросом. И в самом Сенгилее дела обстоят не лучше. "Кормилец" города в прошлом - лесокомбинат - в кризисе. АО "Колос", когда-то известное за пределами не только района, но и области, лежит на боку. В городе катастрофически не хватает холодной воды, постоянно отключается электроэнергия. Вы думаете, от хорошей жизни сели на рельсы силикатненцы? Грустная картина, особенно если учесть, что Сенгилеевский район не самый проблемный в нашей области.
- Как бы Вы оценили состояние областной экономики сегодня и вообще положение в нашем регионе?
- Лучше статистики не скажешь: промышленность за 1-й квартал этого года сработала на 6,9% хуже прошлого года, сельское хозяйство - на 0,6%. А ведь в прошлом году изобилия особого не наблюдалось. Сегодня проще сказать, кто жив (тьфу,тьфу - не сглазить): механический завод, АвтоУАЗ, несколько димитровградских предприятий, и, пожалуй, из крупных все. На селе - несколько кооперативов с известными фамилиями руководителей - Самойлов, Никонов, Пешехонов, Андреев. В переработке - передел собственности. Транспорт и строительство - без комментариев.
В коммунальной сфере депутаты оценили состояние как кризисное. На недавнем совещании законодателей Приволжского федерального округа в Оренбурге нашей области отвели прочное третье место снизу после Кировской и Марий Эл.
- Не раз высказывалось мнение, что область доведена до точки, после которой выжить как субъект федерации она не может. Вы с этим согласны? Как Вы расцениваете идею ликвидировать нашу область и разделить ее территорию между соседними регионами?
- Пока у людей есть желание и умение работать, пока они верят в свои силы, сознательно рожают детей - никакой точки быть не может. Человеческие ресурсы - еще больший капитал, чем природные богатства. Да и ими мы не обделены - земля, лес, вода, полезные ископаемые. Люблю цитировать кота Матроскина: "Средствов-то у нас хватает, у нас ума не хватает". Идея присоединения не нова. Только лет семь-восемь назад к нам хотели присоединиться Сызрань и Алатырь, теперь мы глядим во все стороны.
Ликвидировать можно все, в том числе и области, но будет ли от этого легче людям? Я не считаю, что нужно идти к кому-то "в примаки".
- Вы работали в ЗС и при предыдущем губернаторе Юрии Горячеве, с которым у Вас были хорошие отношения. Что из его губернаторства Вы назвали бы наибольшим успехом, а что - самым значительным провалом?
- Что в горячевской политике считаю положительным? Уважительное отношение к простому человеку, желание сделать его жизнь полегче (отсюда - система социальной защиты), стремление сохранить государственную собственность. Не все получалось, но идеология эта просматривалась. Не боялся он и ведомства Чубайса, и идея о встречном иске за необходимость содержания дамбы, борьбы с оползнями, потерь от использования заливных лугов и так далее принадлежит Рябухину и Горячеву.
О главном недостатке в работе бывшего главы я говорила ему лично, поэтому имею право сказать и со страниц газеты - это кадровая политика, неумение разбираться в людях. Слишком мало в его окружении было тех, кто не боялся говорить правду, предостерегать от ошибок. Огонь и воду руководителю пройти бывает легче, чем медные трубы.
- В двух с половиной годах правления Шаманова Вы видите хоть что-то положительное, или все из рук вон плохо?
- Твердо уверена, что в любом человеке, даже если это историческая личность, нет только плюсов или только минусов. Жизнь многогранна, и в каждой грани человек проявляет те или иные свои качества. Шаманов, его люди - не исключение. Скажу больше: я сознательно выискиваю положительное в их работе, чтобы быть более объективной.
Что я отмечаю как положительное? Появление в больницах нового медицинского оборудования, компьютеров в школах, попытку возродить массовость спорта, конкурсы социальных проектов. Даже идея культурной столицы неплоха, послужи она облагораживанию внешнего облика Ульяновска, поддержке творческих коллективов, внедрению духовных ценностей.
- Если бы нынешний губернатор, переродившись и изменив к Вам отношение, спросил у Вас совета в делах, что бы Вы ему сказали?
- Давайте обсудим эту фантастическую ситуацию. В этом случае я сказала бы: "Ваше заявление, что Вы не желаете быть завхозом области - ошибочно. Вас люди на выборах и наняли как раз для этой цели - заведовать областным хозяйством, заведовать грамотно и рачительно, в интересах большинства. Не группы приближенных, а именно большинства жителей региона".
- Возможно, Вы еще не приняли решения участвовать в следующих выборах, но если пойдете, что будет самым главном из того, что Вы захотите сказать избирателям?
- Сейчас принципиально не хочу говорить о выборах - надо добросовестно отработать отведенное законом время. Подготовить законодательную базу для нового состава депутатов, чем и занимаемся. Бюджетные дела, вопросы собственности - разве мало дел.
- У вас есть идеи по поводу выхода нашего региона из позорной полосы жизни в холодных квартирах, без горячей воды и нередко - без электричества?
- Эти идеи не раз произносились и предлагались. Учет и контроль - это ведь не только про социализм сказано. Кто-нибудь может объяснить, почему тарифы в районах области так отличаются? Из чего они складываются? И главный вопрос - с какой производительностью и сколько часов в сутки работают те, кто возводит дворцы для себя, чьи едва оперившиеся дети меняют одну иномарку на другую? А еще - не забывать, что бесконечно испытывать терпение людей нельзя. Если оно лопнет, не спасут ни дворцы, ни бронированные автомобили.
Вопросы задавал Геннадий ЯКИМЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz