UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 8 февраля 2003 года №20-21



Умел и погулять, и дело сделать
(Продолжение. Начало в № 13, 16-17)


Самым либеральным симбирским губернатором был Лев Владимирович Яшвиль (1904-1906), за что его невзлюбило местное дворянство. Однако горожане его уважали, даже революционеры отзывались о нем беззлобно. Когда к Яшвилю приходили за разрешением провести демонстрацию, губернатор лично просил, чтобы не прибегали к насилию. Узнав, что черносотенцы хотят избить демонстрантов, Яшвиль послал полицию встать между враждующими силами, чтобы не допустить кровавых столкновений. Во многом благодаря ему во время революции 1905 года в Симбирске удалось избежать кровопролития.
Лев Владимирович видел недовольство крестьян, писал в министерство письмо с критикой существующей ситуации, призывал принять государственные меры, начать реформы. Он встречался с промышленниками, уговаривал идти на уступки и пожертвовать малым, чтобы не лишиться всего.
Симбирские дворяне были известны своей консервативностью, Александр II называл их "симбирские прапорщики". Они не могли потерпеть присутствия либерала во главе губернии. И в Петербург к Николаю II поехала делегация во главе с ярым монархистом и дворянином до мозга костей Владимиром Николаевичем Поливановым (известен как крупнейший коллекционер предметов искусства, позже передал их в Художественный музей). В 1906 году губернатор Яшвиль был отозван из Симбирска.
На смену либералу прислали человека, способного держать население в узде, умеющего закручивать гайки - Константина Сократовича Старынкевича (1906). Но его узурпаторские начинания вызвали массу негодования, эсеры ему даже присылали по почте саван. А вскоре и претворили свой намек в жизнь, бросив к его ногам бомбу, когда он выходил из губернаторского дома. Старынкевич был серьезно ранен и умер через два дня.
Александр Степанович Ключарев (1911-1916) был человеком новой формации. Особыми нравственными качествами он не отличался, потому и был не слишком уважаем. Он умел лавировать в бюрократическом море, подстраивался под новые веяния руководящей верхушки. Поддержал столыпинскую реформу, но когда реформатор умер, тут же потерял к ней интерес.
Ключарев страдал клептоманией и воровал баночки из магазина Черноусовой. Когда хозяйке магазина доложили об этом, она ответила, что знает такой грех за губернатором, но не хочет терять такого важного клиента. "Включите ворованное в счет, - говорила она, - он всегда платит не глядя".
Однажды в Александровскую больницу была доставлена певичка из кафе "Шантан" с откусанными сосками груди. Забавлялись с ней губернатор и его чиновник особых поручений Пастухов. Но вину хозяина чиновник взял на себя.
Ключарев умел погулять и дело делать. При нем построили мост через Волгу в тяжелейшие годы первой мировой войны. Было принято заниматься благотворительностью, губернатор сам возглавлял такое количество обществ, что их перечисление занимало два листа. Во времена Ключарева построили дом-памятник Гончарову (ныне Художественный музей), появился бюст Столыпина (сегодня на его месте стоит памятник Гончарову).
Последним дореволюционным губернатором стал Михаил Алексеевич Черкасов. Это был слабовольный, бесхарактерный человек, для города почти ничего не успел сделать.В феврале 1917 года поддержал Временное правительство, но пребывал в растерянности от всего происходящего.
Конец 120-летнему губернаторству Симбирска положила телеграмма председателя Временного правительства от 6 марта 1917 года об устранении губернаторов и вице-губернаторов от власти и передаче руководства губернией комиссару Временного правительства. Дела принял Федор Александрович Головинский, потомственный внебрачный сын первого губернатора Александра Васильевича Толстого. Ему власть буквально свалилась на голову, он к ней не был готов. Это был русский барин, не созданный управлять людьми, но любивший жизнь во всех ее проявлениях, из-за чего комиссара не раз колотили то его любовницы, то мужья любовниц. Он незамедлительно подчинился одному из первых революционных приказов из Центра закрыть в Симбирске публичный дом. И с облегчением воспринял свою отставку, когда пришли большевики.
Симбирск комиссару Головинскому обязан тем, что переход к власти Советов в городе прошел без кровопролития, так как он не пытался удержаться в своем кресле.
Символично, что последним губернатором Симбирска был потомок первого губернатора. Круг замкнулся. Начиналась новая история.
Алсу ИДРИСОВА.
(Продолжение следует.)
P.S. Научные сотрудники областного Госархива Антон Шабалкин, Иван Сивопляс подготовили к изданию справочник о симбирских губернаторах, который в скором времени можно будет приобрести в книжных магазинах.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz