UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 1 февраля 2003 года №16-17



Ему прощали всё


Барон Иван Осипович Велио (1865-1866) вступил в должность губернатора после страшного пожара, уничтожившего три четверти Симбирска, и сделал очень много для его восстановления. До этого он был одесским градоначальником. Уехав из Симбирска, стал директором почтового департамента МВД и оставил о себе воспоминания как о реформаторе почтового дела. При нем появились почтовые ящики, открытки, бандероли, корреспонденцию стали доставлять ежедневно, а не два раза в неделю, как раньше.
Губернаторов меняли часто, но не только в Симбирске, в других губерниях тоже. В среднем здесь сидели по 3-3,5 года. Самым коротким пребыванием был отмечен Матвей Кромин, который не успел покомандовать и двух месяцев. Самое долгое правление выпало на долю губернатора Николая Павловича Долгово-Сабурова (1873-1886).
При Долгово-Сабурове в губернии появилась первая железная дорога, через Сызрань, входящую в Симбирскую губернию, был построен железнодорожный мост. Экономика росла, соответственно, город оживился, развивалась просветительская деятельность, были построены каменный театр, городская больница, начали издаваться три новые газеты. При нем работали просветители Ульянов, Яковлев, Керенский. После казни Александра Ульянова над классической гимназией, воспитавшей террориста, начали сгущаться тучи, но губернатор встал на защиту учебного заведения.
Длительное губернаторство Долгово-Сабурова объясняют тем, что он умел находить общий язык со всеми - дворянами, купцами, мещанами, простым народом. Благодаря этому качеству он пересидел пятерых министров МВД. Но здесь губернатора постигло большое горе - он овдовел. Его супруга похоронена на Покровском кладбище (ныне сквер Ильи Николаевича Ульянова).
Михаил Николаевич Теренин (1887-1893) - губернатор из местных дворян. На его правление пришлись тридцать три несчастья - пожары, неурожай и последовавшая за ним эпидемия холеры. Теренин в этих бедах был плохой помощник своему народу - он считался слабым администратором. Ему приписывают единственную заслугу - приглашение в Симбирск полицмейстера Василия Асафовича Пифиева, который победил в городе опустошающие пожары. Полицмейстер лично ходил по дворам и заставлял ломать пожароопасные постройки. Он также резко повел борьбу с воровством, своих полицейских заставлял переодеваться в штатское и дежурить в самых оживленных местах, особенно у пристани, где промышляли воры-"гастролеры".
Если попытаться составить рейтинг всех бывших и нынешних губернаторов Симбирска, наверняка первое место занял бы Владимир Николаевич Акинфов (1893-1902). Его любили все. Он был мягким, но не мягкотелым, шел на разумный компромисс между интересами всех слоев населения. При нем евреи, притесняемые в Симбирске во все времена, впервые зарегистрировали свое общество.
Акинфову местные дворяне прощали даже грехи. Губернатор приехал сюда разведенным. Его супругу отбил двоюродный брат Александра II, он же дальний родственник Наполеона. Церковь бракоразводный процесс, разумеется, решила в пользу высокопоставленной особы, поэтому вина за развод легла на верного мужа. Он не имел права жениться вновь. Но две его дочери жили здесь с ним. В Симбирске у Акинфова была гражданская супруга - некая Тельпугова, он снимал ей дом, поддерживал материально.
Акинфов добился строительства железной дороги в самом Симбирске, что вывело город из застоя. До этого, как только на Волге заканчивалась навигация, жизнь здесь замирала, теперь же экономическая, культурная жизнь стала полна событий. В 1898 году впервые за всю историю Симбирска отмечался день города - 250-летний юбилей. Губернатор содействовал организации историко-архивной комиссии, определявшей культурную жизнь города вплоть до революции. Акинфов был инициатором возведения надгробного памятника поэту Дмитрию Минаеву, которому симбиряне не могли простить его сатирических выпадов в свой адрес. Губернатор издавал книги, открыл библиотеку, больницу, женскую гимназию, Карамзинскую лечебницу.
Владимир Николаевич Акинфов - единственный губернатор, об уходе которого здесь жалели и не надеялись, что следующий градоначальник будет лучше. Когда он собрался уезжать, симбиряне написали письмо императору с ходатайством оставить его служить в Симбирске. Писали и самому Акинфову, и он согласился продлить работу еще на год.
(Окончание следует.)
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz