UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 25 декабря 2003 года №193



Автотранспорт при смерти


Наступающий год, похоже, нам заранее готовит проблемы. Общественный транспорт города, несколько последних лет дышащий на ладан, обещает окончательно умереть. Такой прогноз дает Департамент автомобильного транспорта области, а чтобы не быть голословным, приводит факты, цифры, комментарии.
Уже сегодня городской и пригородный транспорт работает лишь наполовину, автобусы выезжают на маршрут чаще всего только в часы пик. Автопарк неуклонно сокращается: еще в недавнем 1999 году он состоял из 1190 автобусов, однако за пять последних лет было списано 316 машин. К концу 2003 года мы имеем 992 автобуса. И те, можно сказать, становятся опасными для жизни пассажиров, поскольку срок их эксплуатации истек пять-шесть лет назад. Водители больше трех месяцев не получают зарплату, задолженность перед ними приближается к восьми миллионам рублей.
Как же появились громадные финансовые проблемы общественного транспорта? Кто виноват в сокращении парка? Ответы на вопросы давно известны, однако это знание, к сожалению, на ситуацию никак не влияет.
Анализ перевозок показал, что основная часть потерь возникает из-за льготной категории пассажиров. Государство предоставило льготы на проезд в общественном транспорте военнослужащим, работникам судов, прокуратуры, милиции, инвалидам, ветеранам, чернобыльцам и так далее. При этом Министерство финансов взяло на себя обязательство компенсировать затраты. Но оказалось, что лишь на словах. В результате в 2000 году Департамент автомобильного транспорта области не досчитался 37975 рублей, в 2001 - 48652, 2002 - 126417, 2003 - 94884 рублей. Вместо заложенных в бюджет 2003 года 66 миллионов рублей министерством было выделено лишь 22,5. Неудивительно, что долги выросли. Теперь для работы транспорта в 2004 году хотя бы с нулевой рентабельностью необходимы более 208 миллионов рублей. А в бюджет заложены 99. Есть еще одна серьезная причина роста долгов общественного транспорта - это разница между себестоимостью перевозки одного пассажира на автобусе и ценой билета. Они равны соответственно 9,5 рубля и 3-4 рублям. Прогноз на следующий год неутешителен - опять долги будут накапливаться, автобусы пополнят груду металлолома.
Коллективы пассажирского транспорта, профсоюзы который год бьют тревогу, желая исправить положение. Идет переписка с Путиным, Касьяновым, Министерством транспорта, областной прокуратурой. Но полученные ответы можно охарактеризовать одним словом - отписки. Все подтверждают, что государство обязано компенсировать. Но конкретной помощи никто не обещает. Прокуратура области, призванная следить за исполнением законов, отвечает, что механизм возмещения проезда льготной категории пассажиров не определен.
Сколько льготников ездит на общественном транспорте, можно подсчитать на примере пригородных автобусов. Например, на маршруте "Ульяновск - Дубки" проехали 14 платных пассажиров, 35 - льготников; "Ульяновск - Старая Майна" - 34 платных, 13 льготников; "Поселок Силикатный" - 12 платных, 11 льготников; "Совхоз "Россия" - 11 платных, 12 льготных. Примерно такая же картина на других маршрутах. На поездке в Старую Майну автобус "заработал" 993 рубля, а расходы на топливо, амортизацию, зарплату составили 2100 рублей. Сколько льготников ездит на городском транспорте, подсчитать сложнее. Но, по наблюдениям кондукторов, треть пассажиров - льготники.
Между тем количество льготных пассажиров все прибывает. На столе генерального директора Департамента лежат письма от милиции, юстиции, таможни, военнослужащих с требованием предоставить бесплатный проезд. Но после Нового года Департамент будет вынужден им отказать. До конца декабря весь транспорт будет ездить на топливе, на которое областная администрация выделила 5 миллионов рублей, а необходимо еще столько же, чтобы общественный транспорт работал в праздничные дни.
- Общественный транспорт оказался в неравных условиях с маршрутками, - говорит Егоров. - Система налогообложения такова, что за один автобус в год нужно заплатить 90 тысяч рублей, а частник отдает 7 тысяч. Я не возражаю против маршруток. Но у меня лежат письма от жителей поселков Карамзинский, Поливно восстановить автобусное движение, потому что на частнике по льготному тарифу не поездишь. Общественный транспорт не просит дотаций, а требует отдать заработанные. Правительство перекладывает свои проблемы на работников общественного транспорта, а страдают прежде всего пассажиры.
Алла РОМАНОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz