В эти дни весь мир отмечает 100-летие полета первого самолета. За эти годы многое изменилось. Люди стали летать на суперсовременных лайнерах со сверхзвуковой скоростью. Небо покорялось человеку, но не прощало ему ошибок. Самая большая авиакатастрофа за все время советско-российской авиации произошла в июле 1985 года в районе Учкудука (Узбекистан). Тогда погибло 200 человек. Сотрудник "Авиастар-СП" Владимир Белов непосредственно изучал и разбирал обстоятельства трагедии. Он рассказал о том, что случилось на борту "ТУ-154" в том роковом полете.
Полная загрузка
Было утро 10-го июля 1985 года. Командир корабля, как и положено, осмотрел самолет, который стоял на дальней стоянке ташкентского аэропорта. Дал кое-какие указания бортинженеру и пошел в диспетчерскую.
В это время объявили посадку на рейс "Ташкент - Москва", и около 200 человек встали в очередь. Началась проверка багажа и билетов. Люди задыхались от 30-градусной жары. Днем обещали настоящее пекло. Экипаж самолета готовился к вылету. Пилоты мечтали только об одном - поскорее взлететь, забраться на верхние эшелоны, где можно спастись от жары.
Когда пассажиры расселись по своим местам, командир в последний раз прошелся по салону, потом вошел в кабину и занял свое привычное место.
"У нас полная загрузка, - сказал он. - Так что полетим тяжело".
Тягачи отвезли машину на взлетную полосу. Зашумели двигатели, и самолет затрясло. С земли дали "добро" на взлет, и лайнер, словно стрела, сорвался с места.
"Доброго всем полета, командир корабля и экипаж приветствуют вас на борту самолета "ТУ-154"..." - раздалось в динамиках. В это время лайнер оторвался от взлетной полосы.
Тряска
Согласно схеме полета самолет сделал круг и стал набирать высоту.
"Займем эшелон 11 тысяч метров", - скомандовал командир, и летчики стали выполнять необходимые действия. Включили автопилот, лайнер послушно стал набирать заданную высоту. В салоне бортпроводники уже успели раздать прохладительные напитки, и многие пассажиры впали в дремоту. В полудреме находились и летчики. Самолетом полностью управлял автопилот. Бортинженер следил за показаниями приборов, контролируя работу двигателей.
Вдруг самолет затрясло, и он убрал режим на малый газ. Но командир воздушного судна восстановил скорость машины. Когда "ТУ-154" поднялся выше, тряска повторилась. Бортинженер вновь сбавил скорость. С момента взлета прошло около часа.
Две минуты прощания
Поднявшись выше, самолет затрясся еще сильнее. Командир схватился за штурвал и, не обратив внимания на показания приборов, стал удерживать высоту эшелона. Это была роковая ошибка. К этому времени самолет слишком высоко задрал нос и стал заваливаться на правый бок. В салоне поднялся крик. Летчики пытались удержать машину, но "ТУ-154" свалился в плоский штопор и стал падать по спирали. Чего только ни предпринимали летчики, чтобы вывести самолет из штопора, но все было тщетно. Земля стремительно приближалась. Оставались какие-то две минуты.
Первым с землей заговорил командир, он стал прощаться с родными и просить за все прощения! "Я тебя сильно люблю, дорогая, береги детей!" - кричал в наушники второй пилот. "Прости, что был груб с тобой, и прощай!" - пытался докричаться до земли бортинженер...
Самолет бросало в разные стороны, а экипаж прощался с родными, надеясь, что рано или поздно эти слова услышат их близкие. Желтые пески Учкудука приближались на глазах.
- Все, п...! - были последними словами командира...
Расшифровка "черного ящика"
О трагедии под Учкудуком стало известно сразу. На место падения самолета вылетела поисковая группа на вертолетах. Через час пришло сообщение, что самолет найден. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Через некоторое время обнаружили и "черный ящик". Его расшифровка пролила свет на то, что произошло с самолетом.
Говоря общими словами, немалую роль в этой катастрофе сыграла природная аномалия - резкое повышение температуры в высоких слоях воздуха. Сказалась и большая загруженность, что привело к несбалансированности центровки самолета. Экипаж набирал высоту на скоростях, значительно меньше рекомендованных, и достиг эшелона 11600 метров на скорости 400 км в час. Угол атаки (набора высоты) в этот момент достиг критического, так как самолет все время вел автопилот. К тому же бортинженер два раза снижал скорость самолета, когда машину начинало трясти. На показания приборов экипаж не реагировал. Некоторые из них были вообще отключены.
Когда началась большая тряска, вместо отдачи штурвала "от себя" для ухода с этого режима командир продолжал выдерживать высоту. Нос самолета был поднят предельно высоко, плюс большая перегруженность и маленькая скорость (около 300 км в час) - все это и привело к тому, что "ТУ-154" свалился в плоский штопор и разбился.
Арсений Королев.