UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 20 декабря 2003 года №190-191



Броневой заряд


Мюллеру всех времен и народов, актеру Леониду Броневому исполнилось 75 лет. Из юбилея он не устроил пышных торжеств и отметил день рождения в "Ленкоме" среди родных и друзей. Благодаря "Семнадцати мгновениям весны", "Тому самому Мюнхгаузену", "Покровским воротам" и другим фильмам, где он сыграл, забвение Броневому не грозит. Однако его путь в актеры не обошелся без подножек, пренебрежения и прочих невзгод, о которых даже трудно предполагать.
Сын "врага народа"
Становиться актером Леонид Броневой не собирался. Он учился в музыкальной десятилетке при Киевской консерватории по классу скрипки у профессора Давида Соломоновича Бертье. Возможно, сказались гены предков: на скрипке играл его дед, бабушка пела и танцевала в варьете. А вот родители не имели к искусству никакого отношения. Оба учились на рабфаке в Киеве. Мама была бухгалтером, а отец, воевавший в гражданскую, получил юридическое образование по совету старшего брата, заместителя Наркома внутренних дел УССР по кадрам Александра Осиповича Броневого, и вопреки мнению матери поступил на работу в экономический отдел НКВД Украины. К середине 1930-х годов он довольно высоко поднялся по служебной лестнице, получив на петлицу один ромб. Так что будущие интересы Леонида были связаны с профессией дипломата или, в крайнем случае, журналиста-международника. Но...
В 1937 году отца арестовали как "врага народа", а мать с малолетним сыном сослали в город Малмыж Кировской области. Здесь Леониду пришлось позабыть и об уроках музыки, и о дипломатии, и о журналистике. В 1941 году Броневым позволили вернуться в Киев, но началась война, и они оказались в эвакуации в городе Чимкенте Южно-Казахстанской области. В 1944 году Леонид экстерном окончил десятилетку, причем одновременно с учебой подрабатывал: трудился учеником пекаря, секретарем-машинисткой, в пошивочном цехе кукольного театра, причем сам написал кукольную пьесу, сам поставил ее и сам же играл роль милиционера. Пришло время определяться с дальнейшей профессией. Однако выбор оказался не прост. Путь в журналистику и тем более в дипломатию, впрочем как и в военное училище, Леониду был заказан - мешало клеймо сына "врага народа". По совету матери он решил попытать счастья в Ташкентском институте театрального искусства имени А.Н. Островского. Только там не требовали заполнять никаких анкет.
Подрабатывал игрой в домино
После окончания училища Броневой оказался в Магнитогорском драматическом театре. Когда узнал, что ему наконец дали роль, был безмерно счастлив. Теперь с юмором вспоминает, как на первой же читке пьесы выяснилось, что роль ему поручили... без слов. Режиссер популярно объяснил молодому человеку, что у него еще все впереди: роль с текстом сумеет сыграть каждый, а ты попробуй обратить на себя внимание без поддержки автора - вот тогда-то я и поверю, что ты - настоящий артист!
Возможно, его актерская судьба сложилась бы иначе, если бы он однажды не увидел по телевидению спектакль Художественного театра "На дне" с Алексеем Николаевичем Грибовым. Игра великого актера произвела на молодого артиста настолько огромное впечатление, что Броневой написал совершенно незнакомому человеку восторженное письмо. И... вскоре получил от Грибова ответ.
Их первая встреча состоялась в Москве. Она в корне перевернула жизнь Броневого. Алексей Николаевич Грибов оказал молодому актеру содействие в прослушивании в Школе-студии при МХАТе, и его сразу же приняли на 3-й курс, где уже учились Ирина Скобцева, Людмила Иванова, Галина Волчек, Игорь Кваша.
Окончив Школу-студию, Броневой снова уехал в провинцию. Однако два года жизни в Москве не прошли для него даром. Они саднили душу сравнениями творческой жизни в столице и на периферии. Актер мечтал вернуться в Москву.
В Воронеже Леонида Броневого постигло несчастье - умерла его первая супруга, оставив на попечение 4-летнюю дочку. Актер решил перебраться в столицу к родственникам жены. Однако устроиться в московскую труппу оказалось непросто. Броневой показывался Табакову и Ефремову в "Современнике", но его не взяли из-за "отсутствия личностной темы"... Не помогли ни давние, со студенческих лет, знакомства, ни дружба со многими ведущими актерами этого театра. Пришлось стучаться в другие двери.
Актер хорошо прошел пробы в театр им. Пушкина. Однако зачисление в труппу могло случиться только осенью, после гастролей. Но сидеть несколько месяцев без зарплаты Броневой не мог. Пришлось срочно искать другие источники дохода. Благо в сквере на Тверском бульваре в летние месяцы собирались любители поиграть в шахматы и домино, на интерес. Ставки - особенно в домино - были не слишком высоки, но Броневому этого хватало. Конечно, странное для артиста занятие. А что поделаешь - надо было кормить дочку.
"Мюллер - это мой крест"
В кино Леонид Броневой дебютировал в 1964 году ролью жандармского полковника в фильме "Товарищ Арсений". Особую любовь зрителей он получил после исполнения роли Мюллера в легендарном 12-серийном телефильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" (1973 г.).
- Мюллер - это мой крест, - говорит Леонид Сергеевич. - Как, например, у Бабочкина - Чапаев. Правда, Чапаев - хороший крест, а Мюллер - не очень... Однажды какой-то секретарь ЦК ВЛКСМ, отвечая на вопрос, почему в мире так много фашистских организаций, сказал: "Это Броневой виноват. Нельзя делать фашистов такими привлекательными".
Я тогда публично ответил ему: "Вы переоцениваете воздействие искусства на людей. Поищите промахи у себя. Может, вы плохо воспитываете комсомольцев?". Но сейчас я думаю, что он был прав. Возможно, это я недооценивал влияние искусства на сердца и умы молодежи. Возможно, мне надо было играть Мюллера по-другому. А тогда я очень радовался успеху. Помню, во время съемок сказал второму режиссеру: "Чего мы так долго мучаемся с этой ролью, никак не можем снять?". Он ответил мне тогда: "Не гневи Бога, ты не понимаешь, что тебе принесет эта роль".
До сих пор не понимаю популярности Мюллера. У меня и роли-то почти нет: разговор по телефону, проход по коридору, то жду чего-то. Лишь в конце несколько больших сцен. Для меня было потрясением, когда стали узнавать на улице. Я вообще не люблю этого. Тут недавно задумался, есть ли у меня качества, присущие большинству артистов: зависть, эгоцентризм, жажда славы? Клянусь, все это у меня отсутствует.
Письмо от Лайзы Миннелли
- Часто отказываетесь от предложений?
- Часто. После "захаровских" фильмов, в которых я снимался, меня вряд ли что-нибудь привлечет. Меня уже и приглашать перестали. Не хочу я зарабатывать деньги, снимаясь во всем том, что у нас теперь снимают. У нас в театре нормально платят. Да мне много и не надо. Советская власть приучила меня и мою жену к бедности и самоограничению. Наверное, это плохо. А с другой стороны, мне дома, кроме кресла, телефона и жены, ничего не нужно.
- А дочка?
- Дочка живет отдельно. Я на нее обиделся за то, что она после замужества не оставила мою фамилию. Может, я и не прав. Но ведь у меня нет сына, а значит, не будет продолжения рода.
- Правда, что Вам сама Лайза Миннелли написала открытку?
- Да, было такое. В театр пришел конверт, по-английски было написано: "Дорогой Леонид, поздравляю вас с днем рождения, обожаю Вас и люблю. Ваша поклонница Лайза Миннелли". И вложила свою фотографию. Я был в шоке. Кто ей сказал? Откуда она про меня узнала? Но было чрезвычайно приятно. Она дьявольской силы человек.
- Никогда не ощущали груза ролей?
- Еще как ощущал. Я играл Сталина, Ленина, Маресьева. Должен был сыграть Гитлера - были чудные кинопробы - и профессора в "Собачьем сердце", которого блестяще сыграл Женя Евстигнеев. Но Бортко меня долго мурыжил, хотя знал уже, что будет играть Евстигнеев.
- Жалко?
- Да. Потому что я днями-ночами готовился, думал об этой роли.
- У Вас есть близкие друзья?
- Нет. Я этим гордиться не могу, но их и не может быть в театре. Что значит близкий друг? Мне дали роль, а я скажу: "Ты хочешь ее сыграть?" - и отдам другу роль. Но я же так не скажу, и мне никто роль не отдаст. А в дружбе надо отдавать.
Единственный мой близкий человек - это моя жена, с которой мы вместе уже 33 года. Вообще у меня тяжелый характер. Я чрезвычайно склонен к самоуничижению, самокопанию, ужасно мнителен. Все время кажется, что не то делаю, взрываюсь по мелочам, потом думаю, зачем я взорвался? Но я уже не могу себя переделать.
Софья Рыжова, по материалам Интернета.
Досье
Леонид Сергеевич Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве. Отец - Броневой Сергей Осипович. Мать - Броневая Белла Львовна.
В 1950 г. окончил Ташкентский институт театрального искусства.
С 1950 г. по 1953 г. работал в театрах Магнитогорска и Оренбурга.
В 1955 г. окончил Школу-студию при МХАТе.
С 1955 г. по 1961 г. работал в театрах Грозного, Воронежа, Иркутска.
С 1961 г. по 1988 г. - актер театра на Малой Бронной.
С 1988г. - актер театра "Ленком".
Всего Броневым сыграно более 50 ролей в кино. Особая страница в его творчестве - участие в телевизионных постановках Анатолия Эфроса "Всего несколько слов в честь господина де Мольера", "Страницы журнала Печорина" и "Борис Годунов".
Супруга - Броневая Виктория Валентиновна, по профессии - инженер. Дочь - Валентина Леонидовна. Внучка - Ольга Анатольевна.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz