UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 16 августа 2003 года №120-121



Дод небом лолубым
Врожденная безграмотность


Все знают, что Альберт Эйнштейн в школе был троечником, но мало кто знает почему. Он настолько медленно учился говорить, что мать едва не сочла его умственно отсталым. Пока ему не исполнилось семь лет, он имел привычку негромко и медленно повторять каждую произнесенную им фразу. Даже в девять лет он говорил недостаточно бегло, хотя уже в пять неплохо играл на скрипке. Несмотря на блестящие математические способности, в школе он считался "умеренно способным", так как очень медленно читал и с трудом усваивал информацию из книг. Особенно трудно ему было правильно связывать слова. Его учитель греческого с досадой говорил, что из Эйнштейна никогда ничего не получится. Трудности с чтением и письмом сохранились у него на всю жизнь. Современные психологи считают, что Эйнштейн страдал дислексией - частичным отсутствием навыков чтения, связанным с недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.
В детстве дислексия выражается в замедленном, угадывающем характере процесса чтения. При этом ребенок либо вообще не может научиться читать, либо читает неправильно, с ошибками. Обычно расстройство сохраняется у человека на всю жизнь, просто многие взрослые находят способ это скрывать - выбирают деятельность, не связанную с письмом и чтением, или прибегают к помощи друзей, секретарей и спичрайтеров.
Часто неспособность освоить грамоту сочетается с выдающимися способностями в других областях - математике, физике, искусстве, политике. Однако трудности с чтением и письмом нередко становятся непреодолимой преградой на пути к жизненному успеху. В школе таких детей обычно считают умственно отсталыми. Учителя приходят в ужас от их почерка и чудовищных ошибок, а одноклассники смеются над их нелепыми оговорками при чтении. Сами дислектики, обнаружив, что им с трудом даются те задания, которые другие дети выполняют с легкостью, чувствуют себя тупыми и ни на что не способными.
Именно низкая самооценка часто бывает причиной того, что многие способности дислектиков остаются нераскрытыми. Школа становится для них пыткой, и они часто даже не помышляют о продолжении образования. Да и о каком институте может идти речь, если в сочинении такой абитуриент делает десятки орфографических ошибок и иногда умудряется неправильно написать даже собственное имя!
Трагедия ошибок
Дислексией страдают 8-12% населения любой страны. У мужчин она встречается в три-четыре раза чаще, чем у женщин. У людей с таким дефектом наблюдаются стойкие специфические ошибки при чтении - они пропускают буквы, проглатывают части слов, не понимают смысла прочитанного или даже "угадывают" то, чего в тексте нет вовсе. Часто у дислектиков отсутствует способность различать на слух определенные звуки. В устной речи это незаметно и проявляется только при чтении и письме. Они смешивают гласные "э" и "у" , согласные "р" и "л", "й" и мягкий "л", парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие. Например, "тубло" (дупло), "лебит" (любит), "красный" вместо "классный" и т д.
Дислексия часто сопровождается другим дефектом - дисграфией. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом, их диктанты и упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Отдельные буквы у них неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы ( "з" и "э", "р" и "ь" ), могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "ш" или крючок в букве "щ". Для них характерны такие ошибки, как персеверация (застревание): "За зомом росла мамина" (За домом росла малина) - или антиципация (предвосхищение, упреждение): "Дод небом лолубым" (Под небом голубым). Пишут такие дети медленно, неровно. Если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо.
Что "дочка", что "точка" - все равно
Пока что у ученых нет четкого представления о причинах возникновения дислексии. Установлено, что существует генетическая предрасположенность к этому дефекту, так как он часто наблюдается у нескольких членов одной семьи. Согласно данным Центра по лечению дислексии в Кенилворте (Великобритания), у ребенка, один из родителей которого - дислектик, в четыре раза больше шансов так и не научиться как следует читать и писать.
Специалисты связывают причины возникновения этих дефектов с особенностями строения и работы мозговых центров, отвечающих за специфические способности человека - речевой слух и зрение на буквы.
У людей существует несколько разных типов слуха и зрения. Так же, как можно иметь хорошую память на лица, но плохую - на цифры и наоборот, можно иметь хороший музыкальный слух, но плохо различать звуки, из которых состоит человеческая речь. Если у человека нарушен речевой слух и он нечетко слышит звучащую речь, ему очень трудно научиться читать и писать. При чтении такой человек будет путать слова "дочка" и "точка", "уголь" и "угол", "чашка" и "Сашка". Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой буквой обозначается тот или иной звук.
Наряду с речевым слухом для овладения письмом необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Неспособность различить очертания схожих букв ("ш" и "щ", "ч" и "у") никак не связана ни с физической остротой зрения, ни с другими видами зрения, в том числе художественным. Давно замечено, что люди, страдающие дисграфией, часто проявляют выдающиеся способности к рисованию.
Одна из гипотез объясняет нарушения, вызывающие дисграфию и дислексию, особенностями строения левого полушария мозга. В нейрофизиологии существует представление о разделении функций между правым и левым полушариями мозга: левое полушарие отвечает за движения, речь, абстрактное мышление и логическую память, а правое - за чувственное восприятие, образное мышление и интуицию. После изобретения метода магнитного резонанса, позволяющего более подробно наблюдать функционирование головного мозга, появилась возможность проверить эту гипотезу.
В Институте мозга при университете штата Флорида было проведено масштабное исследование навыков чтения у детей с использованием метода магнитного резонанса. Исследователям удалось выяснить, что самые блестящие читатели - это ярко выраженные правши, имеющие немного увеличенное левое полушарие. У этих детей очень редко встречается дислексия.
У левшей с увеличенным правым полушарием результаты оказались несколько хуже. Для них характерен зеркальный характер письма и чтения - при написании буквы у них часто перевернуты в другую сторону, как при отражении в зеркале. Они могут прочитать "мода" вместо "дома", "лес" вместо "сел". Однако у левшей дислексия обычно наблюдается лишь на этапе обучения чтению и с возрастом проходит.
Имеют право списывать
В России трудности с чтением и письмом долгое время считали симптомом умственной неполноценности. Сейчас с такими детьми занимаются логопеды и дефектологи, но их методы мало отличаются от обычных школьных упражнений и диктантов. Предполагается, что такого ребенка можно научить грамоте, если заниматься с ним в десять раз больше, чем с обычным. Поскольку эффективность подобных занятий обычно низкая, многие учителя и родители считают, что дислексия - трудноустранимый дефект, который нужно по возможности скрывать, чтобы ребенка не сочли умственно отсталым.
На Западе к дислектикам относятся примерно так же, как к левшам - оставляют их в покое, не пытаясь исправить и не считая, что они чем-то хуже или глупее остальных людей. Не так давно в американских школах было подтверждено право учеников-дислектиков переписывать чужие конспекты, тратить значительно больше времени на экзамен и подолгу смотреть телевизор, который помогает им выучить английский.
Несмотря на впечатляющие результаты отдельных исследований и практических разработок, дислексия по-прежнему остается загадкой для ученых и трудной проблемой для тех, кого природа наградила этим дефектом. Для многих людей, страдающих дислексией, утешение состоит лишь в том, что они не одиноки, а их положение не безнадежно. Не умея толком читать и писать, можно сниматься в кино, делать научные открытия и даже с успехом управлять государством. Список знаменитых людей, страдающих дислексией, неопровержимо об этом свидетельствует.
Анна ФЕНЬКО.
"Коммерстантъ-Власть".


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz