UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 12 августа 2003 года №118



Россия - не Америка!
Но, слава Богу, и не Туркмения


В России мало кто боится наступления настоящей диктатуры. Нам столько раз ее обещали, что большинство уже привыкло и не верит грозным пророчествам. Еще на закате перестройки нас пугали наступающей диктатурой. Прогноз оправдался лишь как фарс ГКЧП. С тех пор разоблачителей очередных заговоров было немало. О диктатуре органов не устает повторять Березовский. Некоторое время назад говорили о диктатуре олигархов, но и это оказалась поклепом на наших магнатов.
Почему же в России так до сих пор и не произошла узурпация власти? Оскорбленное разрушением империи национальное самосознание, жуткая пропасть между богатыми и бедными, разгул коррупции и преступности, агрессивная политика Америки, доставшая уже всех! А диктатуры все нет и нет... Для того чтобы ответить на вопрос о перспективах диктатуры, надо вспомнить - а как же она устроена? Мы ведь жили в стране кровавого тоталитаризма и знаем про диктатуру все.
"Наш рулевой"
Как известно, часть сталинских технологий власти использовал Гитлер, строя свой рейх. После второй мировой войны по коммунистическим лекалам тоталитарные системы возникли во всем так называемом социалистическом лагере. Основу диктатуры составлял симбиоз двух структур - органов безопасности и правящей партии. На разных этапах советской власти соотношение между ними было разное, хотя партия почти всегда доминировала. Советские люди прекрасно понимали руководящую роль партии, и поэтому отмена знаменитой б-ой статьи Конституции об этой самой руководящей роли была вполне осмысленным требованием народа. Начали отстранять КПСС от власти, и стала разваливаться вся система - не помогли ни КГБ, ни МВД. Закат коммунистической империи убедительно доказал: главное в тоталитарной системе однопартийность, остальное к ней прилагается.
Сегодня у нас на глазах происходит объединение нынешней "партии власти" и МВД. Министр МВД Грызлов недавно возглавил "Единую Россию". А так называемые "сторонники" медведей торжественно заявили, что берут под свой контроль борьбу с "оборотнями" в силовых структурах. Естественно, у них нет реальной возможности самим руководить работой ведущей силовой структуры страны, но стремление такое есть.
Однопартийная система, пожалуй, - основная предпосылка диктатуры и тоталитаризма. После развала КПСС у новой российской власти не было собственной партии, которая закрепила бы ее господство, поэтому мы и не докатились до диктатуры. Как ни парадоксально это звучит, создание и быстрое укрепление "Единой России" теоретически создает необходимые предпосылки для краха российской демократии.
Двухпартийность не получится
Могут сказать, пуганая ворона и куста боится. Никого, похожего на Сталина c Берией или Гитлера с Гиммлером в нынешней власти, слава Богу, нет. Но диктатуру создает не столько злобный умысел тех или иных политиков, сколько логика борьбы за власть. Поэтому все демократические страны никогда не подвергают сомнению принцип многопартийности. Где-то этих партий целый десяток, где-то две-три - но однопартийность исключается категорически.
Логика кремлевских сторонников "управляемой демократии" - а такие в Кремле есть - достаточна очевидна. Они полагают, что воздвигают двухпартийную систему: одна партия - коммунисты, от которых еще долго не избавиться, другая - партия власти. При такой постановке задачи они, естественно, не хотят никакой третьей силы, которая, по их мнению, будет лишь расшатывать гармоничную двухпартийную систему. Увы, порок этой конструкции заключается в том, что в нынешней российской реальности двухпартийность абсолютно не жизненна. Если в парламенте останутся две партии, мы очень быстро придем к фактической однопартийности.
Не многие заметили, какой важнейший процесс быстро пошел в регионах. Между тем за два последних года в законодательные собрания субъектов Федерации было избрано просто жалкое количество коммунистов. Во многих регионах на местных выборах компартии было нанесено сокрушительное поражение. Произошло это по разным причинам. Но главная та, что КПРФ не смогла выдвинуть никакой позитивной программы, а "протестная" демагогия перестала действовать: сегодня "бывшие" не устраивают ни местную власть, ни предпринимателей, ни избирателя.
О чем это говорит?
О том, что КПРФ, не имеющая ни жизнеспособной идеологии, ни уважаемых лидеров, ни людей, способных руководить экономикой, не способна выполнить роль "второй партии", то есть реальной оппозиции, способной прийти к власти и эту власть осуществлять. И, значит, двухпартийный парламент, состоящий из "Единой России" и КПРФ, фактически будет однопартийньм.
Да, целый ряд развитых, процветающих стран имеет двухпартийный парламент. В США демократы и республиканцы сменяют друг друга у власти, исправляя ошибки предшественников, и стране это идет только на пользу. Но Россия - не Америка. У нас нет партий с такой длительной историей, с таким успешным опытом созидательной работы. Наш парламентаризм, по сути, только формируется. И нужно время, чтобы сложились серьезные партии, чтобы выделились лидеры, способные не только кричать с митинговых трибун, но и при случае взять на себя ответственность за судьбу страны.
Опыт последней Госдумы показал, что и пять партий могут конструктивно работать в парламенте и при этом выполнять функции оппозиции. В последнее время появились новые политические организации - Партия возрождения России Геннадия Селезнева, Партия Жизни Сергея Миронова, Народная партия Геннадия Райкова, "Регионы России" Сергея Глазьева. И это нормально. Те партии, что привлекут к себе избирателей, выживут, и, значит, сохранятся условия для реальной многопартийности. А сколько жизнеспособных партий останется в России, десять или две, покажет время. Не нужно административно вмешиваться в этот естественный процесс.
Мы видим, как трудно президенту проводить свой политический и экономический курс - он постоянно сталкивается с саботажем и скрытым сопротивлением коррумпированного чиновничества. В этих условиях все, кто хочет добра стране, кто способен бороться, должны объединить свои усилия и выступить против политического загнивания, против всевластия бюрократии, против реставрации тоталитаризма в любой форме.
Да, наша страна - не Америка. Но, к счастью, и не Туркмения. Не приведи Господь России когда-нибудь ею стать...
Глеб Хлебников, публицист. Москва.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz