UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 5 октября 2002 года №147-148



Дарью Донцову зовут Агриппина


Внешне она выглядит как Дюймовочка, перенесла в своей жизни тяжелую болезнь, побывала не один раз замужем, обзавелась тремя детьми. Начала писать в реанимации, чтобы не было так тошно. Книжки она подписывает Дарья Донцова. Фамилия настоящая, имя - нет.
Родители назвали ее Агриппиной в честь бабушки. Носить имя было довольно тяжело. А поменяли его Донцовой насильно. В издательстве, когда увидели подпись на рукописи, сказали: "Девушка, вы выбрали не очень удачный псевдоним. Он, конечно, будет привлекать внимание, но все-таки Агриппина - как-то тяжеловато". Стали перебирать имена и остановились на Дарье. А она, оказалось, всю жизнь мечтала быть Дашей. Прочитала в детстве "Хождение по мукам" А.Толстого и влюбилась в главную героиню. Теперь ее и дома зовут Дашей.
- Можете верить, можете нет, но когда мне поменяли имя - я в принципе стала другая, - говорит Донцова. - У меня были серьезные болячки - так мало того, что я выздоровела, у меня и привычки стали другие! Ведь говорят, есть такая процедура у магов, колдунов: когда человеку очень плохо, он должен поменять имя.
Отец Донцовой - Аркадий Васильев (1907-1972 гг.) - видный советский писатель, автор бестселлера 70-х "В час дня, ваше превосходительство" о доблестных чекистах и генерале-изменнике Власове. Отсюда писательская тусовка, дача в Переделкине, друзья - дети Катаевых, Чуковского. Часто приходили Лев Кассиль, Вениамин Каверин. Отец дружил с Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским. Мама - главный режиссер Москонцерта, поэтому в доме бывали Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе. Она открыла "Машине времени" Макаревича дорогу в Москве: подписала им разрешение на выступление.
После школы Агриппина выбирала между ГИТИСом и ВГИКом. Но отец присоветовал идти на журфак, в то время он трудился заместителем главного редактора журнала "Крокодил". "Очень мило для женщины, - сказал он о журналистике, - я тебя пристрою". Сказал и умер, когда дочь училась на третьем курсе. Пришлось ей выбираться уже самой.
Когда Агриппина закончила университет, муж ее сестры (он занимал большой пост в московском горкоме КПСС) отправил ее в Сирию на три года - зарабатывать деньги в качестве переводчицы. Там один приятель предложил пойти к бабке-гадалке. Пришли. Хижина типа юрты, сидит натуральная Баба Яга. Мужчине она гадать отказалась, а женщину схватила за руку и подвела к чану с грязной водой: "У тебя родится дочь. Беленькая, голубоглазая". В то время у Донцовой был маленький сын, на которого она даже не получала алиментов. Поэтому она сразу твердо не поверила гадалке. А та продолжала: "В 45 лет ты очень сильно заболеешь. Все будут говорить, что ты умрешь. Не верь. Ты не умрешь. Ты выздоровеешь, доживешь до 102 лет, а после 102 лет тоже не умрешь. Во второй половине жизни будешь обеспеченная женщина. И эта обеспеченность к тебе придет от правой руки". Донцова подумала с усмешкой, что, наверное, выйдет замуж за члена ЦК. О карьере модного писателя она тогда и не помышляла. А ее спутнику тоже очень хотелось предсказаний, он вложил в руку старухи несметную для нее сумму - 100 долларов. Гадалка вздохнула: "Я не хотела тебе этого говорить, но ты умрешь ровно в 52 года". А ему было 50. Донцова не называет имени своего друга, но, скорее всего, это был Александр Каверзнев - известный журналист-международник, которого действительно через два года после того случая привезли из Афганистана в цинковом гробу. "Он знаете, что делал? - вспоминает писательница. - На арабском рынке ел прямо с лотка на улице немытыми руками, пил воду из-под крана. Говорил, что к нему ничего не пристает. Умер от кишечной инфекции".
Когда у Донцовой родилась дочь Маша, словно звоночек прозвенел, она вспомнила ту гадалку. Ну, а когда в 45 лет ей сказали, что у нее рак и что она протянет недолго, Агриппина не очень расстроилась. Сказала врачу: "Вы знаете, я не умру. Мне нагадали". Он, естественно, посмотрел на больную как на сумасшедшую. А она и теперь уверена, что "правая рука", про которую говорила гадалка, - это книги, что она начала писать в больнице. Случилось это в реанимации после онкологической операции.
- В палате все в похожей ситуации, и все думают одно: неужели это конец?! А я про себя: "Ну, я-то точно не должна умереть. У меня муж, у меня дети, собаки, кошки...". Как-то приходит муж и говорит: "Грушка, родная, ты ведь всегда говорила, что хочешь писать, а тебе не дают. Так возьми ручку и пиши". Свою первую книжку я написала, наверное, дней за шесть. Так здорово, пишешь - и ничего не замечаешь! Я написала (а у меня такой ясный почерк, как детский) и вручила медсестре, чтобы та отдала мужу. А ночью просыпаюсь и вижу: она сидит и слезы вытирает. Спрашиваю: "Что у Вас случилось?!". А она: "Очень смешно. У тебя есть продолжение?". Из больницы я вышла с четырьмя книжками. Подругам давала - всем нравилось. А потом мне сказали: "Что ты дурью маешься? У тебя через два дома - издательство". Прихожу после лучевой терапии - лысая, как бильярдный шар. Нахлобучила беретку и отправилась. Естественно, все подумали: городская сумасшедшая. Взяли мою папку и швырнули в огромную кучу под потолок. Я вышла, села на автобусной остановке и стала плакать. Через полтора месяца мне позвонили и спросили: продолжение есть?
С тех пор писательница дорвалась до бумаги, как алкоголик до бутылки. Книжки посыпались одна за другой после курса химиотерапии. И чем хуже ей делалось, тем смешнее писалось. Потом взяли анализ крови, оказался, как у здоровой женщины. И волосы выросли. И имя изменилось.
Дарья Донцова пишет без помощи печатной машинки или компьютера, просто ручкой по бумаге. В спальне у нее есть любимое кресло у окна. Она садится в него, кладет на колени книгу, на нее пачку бумаги и - понеслось. У Донцовой квота - 15 страниц в день. Могла бы и больше, да родные не велят, иначе она перестанет готовить, стирать, гладить, заниматься детьми и мужем. За несколько лет она выдала на-гора уже больше 30 книг общим тиражом 3 млн экземпляров. Летом в Переделкине, когда она с шести утра пишет свои 15 страниц, то видит, как наши писатели встают в одиннадцать, потом до половины пятого ходят по дорожкам, обсуждая, какие они гениальные. В связи с этим Дарья вспоминает свой давний разговор с Валентином Катаевым. На ее вопрос, что главное в писателе, он серьезно ответил: "Железная задница. В прямом смысле".
Донцова "самозабвенно врет" в своих книгах, потому что в жизни у нее ничего такого не было. А еще она говорит, что буквально видит своих героев, их движения, ситуации, в которые они попадают. Ее муж, психолог по профессии, уверяет, что наука это явление давно объясняет: есть измененные состояния сознания, которые возникают в стрессовых ситуациях. Удар током, наезд машины, клиническая смерть - и человек уже сам может заставить себя впасть в транс.
- На первых романах я не понимала, что это. Передо мной несется картинка: я вижу комнату, ситуацию, даже трещины на стенах. Герои сами разговаривают между собой. Я только записываю. Сначала не могла даже это остановить. Отвлекалась, и выпадали целые сюжетные куски. Теперь могу всю картинку туда-сюда прогнать, научилась даже разговаривать с героями. Как-то случилась жуткая история. Еду я в метро. Входит девушка в голубой кожаной куртке и в голубой шляпке. Села напротив. И вдруг меня озарило - я вскочила посреди вагона и заорала: "Я знаю, кто убил! Она была в голубой шляпке!!!". Естественно, пришлось сойти на следующей станции, потому что вокруг стало пусто.
Донцова хорошо представляет своего читателя. Это женщина от 25 до 55 лет, работающая, с детьми, без мужа, имеющая домашних животных. Последнее - обязательно. Животных в доме Дарьи много: мопсы Ада и Муля, черный карликовый пудель Черри (его купили за три ваучера), кошка Клеопатра и золотые рыбки. Кстати, появляющаяся в одном из романов домашняя обезьяна имеет вполне реальный прототип. Одна знакомая Донцовой работала с животными в театре у Натальи Дуровой. Так получилось, что некоторое время ей пришлось держать в доме обезьяну, причем она не афишировала перед соседями свою квартирантку. Животное научилось открывать три шпингалета у балконной двери и, когда хозяйка уходила, скакало с балкона на балкон. Старушка, которая жила в соседней квартире, приходила в ужас, что доводило обезьяну до экстаза. Однако ко времени возвращения хозяйки хитрая обезьяна всегда возвращалась домой, запирала шпингалеты. Все выяснилось, когда за этой бабушкой приехала психиатрическая перевозка. Дрессировщица поинтересовалась, в чем дело. И внук бабушки ответил, что у той сильнейший маразм и психоз на базе обезьяны. Тут-то и раскрылись коварные проделки мартышки.
На вопрос, что у нее общего с ее героинями, Дарья Донцова отвечает с удовольствием, как о детях: "Во-первых, мы с ними близкие подруги. Во-вторых, я ленивая, как Даша Васильева. В-третьих, у меня собаки и кошки, как у нее. Чем-то мы похожи и с Евлампией. Мюсли уж точно обе не любим. А моя будущая героиня Виола Тараканова тоже переживает из-за своего странного имени, как я в детстве. Но в отличие от моих героинь я не люблю ходить по магазинам. Лучше я пойду домой и напишу еще страниц 15, и мне будет так хорошо!".
Софья РЫЖОВА, по материалам Интернет-изданий.
Досье
Дарья Донцова родилась 7 июня 1952 г. в Москве. Отец - Аркадий Николаевич Васильев - писатель, член Союза писателей. Мать - Тамара Степановна Новацкая - актриса и режиссер. В 1974 г. Дарья Донцова окончила журфак МГУ, работала в "Вечерней Москве". С 1985 г. преподает немецкий и французский языки. Криминальные романы пишет с 1995 г. Ей принадлежат книги "Крутые наследнички", "За всеми зайцами", "Дама с коготками", "Дантисты тоже плачут", "Жена моего мужа", "Эта горькая сладкая месть" и другие, больше трех десятков. Муж писательницы - Александр Иванович Донцов, академик, доктор психологии, декан факультета психологии МГУ. Дети: сын Аркадий (1972 г.р.), дочь Мария (1986 г.р.), пасынок Дмитрий (1974 г.р.). Донцова - член Союза писателей.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz