UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 23 ноября 2002 года №173-174



Ульянов боялся играть Ленина


20 ноября великому русскому актеру Михаилу Ульянову исполнилось 75 лет. Он отметил этот юбилей тихо, без помпы, в тот момент все больше говорили о другом юбиляре - Эльдаре Рязанове. Но Ульянов не остался в тени. В свой день рождения он был рядом с женой, друзьями, актерами Вахтанговского театра, которому он был верен всю жизнь.
Он родился в ноябре, в год десятилетия революции, и фамилия у него, как у Ленина. Самыми знаменитыми ролями Ульянова стали роли людей, облеченных властью, - от председателя колхоза до маршала Жукова, от Степана Разина до Сталина. При этом сам актер говорил, что ему "не присущи ни вождизм, ни властность. В жизни я склонен скорее искать компромисс и никогда ни к какой власти не рвался. И осанка у меня далеко не царственная. А играл я не предводителей, а их человеческое нутро, увеличенное безграничными возможностями, которые дает власть". В роли Сталина в фарсе "Уроки мастера" Романа Виктюка Ульянов импровизировал и острил, как профессиональный конферансье, сохраняя твердокаменную складку тонких губ, завораживая публику сочетанием незатейливости и демонизма.
Ульянов ассоциируется прежде всего с ролями "красных". Но именно он сыграл, пожалуй, самого незаурядного "белого" - генерала Черноту в "Беге". Это был хороший "белый" даже с советской точки зрения. Он любил Россию, хотя и не произносил патриотических монологов. Достаточно было одной гениальной фразы: "В Мадриде не бывал, но пари держу, что дыра".
Есть у Михаила Ульянова одна сугубо личная тема. Он всегда предан общему делу. Мало кто знает, что в конце 80-х годов он спас от развала Союз театральных деятелей (СТД). Причем когда срок полномочий Ульянова на посту председателя СТД истек, его так не хотели отпускать, что на съезде фактически под него переголосовали устав, чтобы Михаила Александровича можно было переизбрать и на третий срок. Но он ушел сам. При этом Ульянов всегда подтрунивал над своими достоинствами, когда его выбирали на высокие должности. Стать членом ЦК КПСС лет 30 назад - это было дело нешуточное. А он комментировал: "Думаю, дело было так. Сидят они кружком и размышляют: доярка у нас есть, слесарь есть, артиста нет! А вот Ульянов - он известный, давайте его. Так я совершенно случайно попал в номенклатуру".
В последний период власти КПСС Ульянова вместе с нынешним президентом Узбекистана Каримовым и писателем Борисом Олейником Горбачев послал с миссией уговаривать латышей вернуться опять в Союз. На площади одного небольшого городка собрался митинг. Актер, которого и за границей узнавали в лицо и звали "Жуковым", пытался что-то доказывать с трибуны. А вокруг стонала толпа: "Нет! Нет!! Нет!!!". Ульянов был в ужасе. Домой вернулись ни с чем. "В последние дни в партии был такой перехлест, и мат-перемат в ЦК шел при мне", - вспоминал он позже.
Ульянов боялся, что, сыграв Ленина, он останется без других ролей. "Я видел, как погиб такой великолепный актер, как Смирнов. Он играл во МХАТе. Он пришел к такому состоянию, что стал ощущать себя Лениным. Входил в комнату и говорил, картавя: "Зд'авствуйте, това'ищи!". Он же неживой был. Упаси меня Бог, думал я тогда. И кинулся играть отрицательные роли - "Тишину", "Без свидетелей". Боялся Жукова, Ленина - боялся, что с ними я окаменею".
Он узнал, как в одном городе актера, загримированного под Ленина, сажали под елку, к нему на колени - детей и снимали за трояк.
Когда его спрашивают об особенностях актерской профессии, Михаил Александрович цитирует воспоминания Маргариты Тереховой о Тарковском. Как однажды на съемках, глядя на нее и Солоницына, он заметил: "Странные вы люди, актеры... - И, помолчав, добавил, будто самому себе: - Да и люди ли вы?"
В театре имени Вахтангова, где Ульянов худрук, он считает, собралась самая лучшая молодежная труппа: Суханов, Симонов, Маковецкий, Дубровская, Аронова, Рутберг, играют Евгений Миронов, Сергей Безруков. Ими он гордится, о них может говорить долго. О себе - меньше. Дочь Елена рассказывает, что в семье Михаил Александрович слывет молчуном. Только как-то проговорился, что жена спасла его от водки. А в общем, частная жизнь - на замке.
И все-таки и в судьбе такого серьезного человека случались приколы.
Например, перед гастролями театра им.Вахтангова в Австрию тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева собрала у себя всю труппу и выступила с речью.
- Вы едете в Австрию. "Принцесса Турандот" - это пожалуйста, играйте на здоровье, а вот "Человек с ружьем" - это очень важно для буржуазной Австрии! Покажите им, что мы такое. Кстати, кто у вас играет Ленина?
- Михаил Ульянов, - отвечают ей.
- Какое он имеет право играть эту роль, если он согласился в фильме "Тишина" играть доносчика и стукача?!
Другой случай произошел как раз на спектакле "Человек с ружьем". В финале была сцена, в которой труппа стоит спиной к зрительному залу, слушая вождя, а Михаил Ульянов, исполняющий роль Ленина, обращается к ней с речью: "Вчера в вагоне Финляндской железной дороги я встретил старушку. И вот что сказала эта старушка: "Не надо бояться человека с ружьем!.." В это время актеры, находящиеся на сцене, откровенно скучали и ждали конца спектакля, но однажды от волнения Михаил Ульянов произнес: "Вчера в вагоне... я встретил несколько старушек". Труппа напряглась. Как он вывернется из этой ситуации? А Ульянов продолжил: "И одна из них сказала..."
Рассказывает Александр Ширвиндт: "Однажды я чуть не убил Михаила Ульянова! Но не по злому умыслу, конечно, а по глупости. Мне как статисту поручили вынести на сцену меч и положить его под камень. По действию спектакля "Антоний и Клеопатра" Антоний-Ульянов должен на авансцене, опершись на рукоятку, всем телом упасть на картонный меч, который благополучно складывается, и таким образом совершить "самоубийство". А мне вместо картонного студенты-шутники подсунули настоящий, я и положил его в условленное место. Когда Антоний вытащил из-под камня орудие самоубийства, он побледнел: в его руках сверкал сталью булатный меч. Что делать? Умирать-то надо! Он долго устраивался, припадая боком к мечу, потом вместо звериного вопля, сказав: "Ой!", неловко завалился, отставив меч на безопасное расстояние. Вычислили меня по программке помрежа, где было написано: "Ширвиндт выносит меч". Но я же не хотел смерти Михаила Александровича! Меня просто разыграли..."
В день 75-летия Михаила Ульянова президент Владимир Путин принял его и Эльдара Рязанова в своей резиденции в Ново-Огарево. Подарил обоим юбилярам часы. А у Ульянова поинтересовался, как ему с его фамилией и после известных политических ролей удалось так замечательно исполнить роль белого генерала в фильме "Бег", и так ли искусно Михаил Александрович играет в карты, как его герой Чернота? Актер ответил, что в карты играет плохо, и добавил: "Ну, в кино ведь обмануть можно". В жизни он никогда никого не обманывал.
Софья РЫЖОВА, по материалам Интернет-изданий.
Досье
Михаил Александрович Ульянов родился 20 ноября 1927 г. в селе Бергамак Омской области. Учился в студии при Омском театре. В 1950 г. закончил Московское театральное училище им.Щукина, принят в труппу театра им.Вахтангова. С 1987 г. - художественный руководитель театра. С 1953 г. снимается в кино. Сыграл в фильмах "Председатель", "Братья Карамазовы", "Бег", "Освобождение", "Самый последний день", "Мастер и Маргарита", "Ворошиловский стрелок" и других. В 1966 г. удостоен Ленинской премии, лауреат Госпремий, Герой Соцтруда, кавалер двух орденов Ленина, орденов Октябрьской революции, "За заслуги перед Отечеством" III степени. Избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР (1986-87 гг.), председателем Союза театральных деятелей, народным депутатом СССР (1989-92 гг.), членом ЦК КПСС (1991 г.). М.А.Ульянов написал три книги: "Моя профессия", "Работаю актером", "Возвращаюсь к самому себе". Семья Ульянова - его жена, дочь Елена и внучка Лиза.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz