или Есть ли нужда в повышении тарифов на тепло и горячую воду?
Отопительный сезон ульяновцы, можно сказать, перестрадали. В ближайшие полгода холод не будет орудием шантажа со стороны энергетиков, борьба переместится в сферу исключительно горячей воды и тарифов. Заинтересованные ведомства попытаются сделать все, чтобы добиться повышения цен на тепло и ГВС.
Премьер подтвердил: тарифы завышены
Есть в этом деле в нашей области какой-то глюк. Все знают, что тарифы у нас не ниже, чем в других регионах Поволжья, а по сравнению со многими из них даже выше, но почти все, кроме рядовых граждан, твердят, что тарифы в Ульяновске надо повышать. С целью довести, дескать, долю населения в оплате до так называемых федеральных стандартов. Это 80-90 процентов от себестоимости. То есть конкретные суммы, которые люди должны будут платить за потребляемые энергоресурсы, зависят от одного-единственного параметра - себестоимости производства тепла. Если она очень высокая, "федеральные стандарты" могут оставить население без штанов. Что же конкретно в нее, в эту пресловутую себестоимость, включается, неизвестно. Данные по ней закрыты. Подозревают, что закрыты неспроста. Причина, скорее всего, в том, что цифры энергетиками искусственно раздуты, и граждан пытаются заставить платить не только за производство тепла, но и за роскошную жизнь энергобаронов. Живя в стране едва ли не поголовной бедности, свой собственный уровень доходов они довели уже до американского стандарта и хотят большего.
До 19 февраля нынешнего года изложенные выше соображения выглядели бы лишь одной из версий. Люди догадывались, что с них дерут три шкуры, но официальных подтверждений этому добыть не могли. Местные власти в основном отмалчивались. 19 февраля Ульяновск навестил глава правительства и провел большое совещание. В распоряжении "СК" есть копия протокола этого мероприятия. Так вот в нем факт непомерно высокой себестоимости производства в АО "Ульяновскэнерго" тепла и электричества зафиксирован специальным пунктом. Касьянов рекомендовал федеральной энергетической комиссии и РАО "ЕЭС" изыскать возможность для удешевления своей продукции. Лежал ли в основе такого вывода премьер-министра детальный анализ, в протоколе не сказано, но сам этот анализ есть. Сделан он специалистами городского хозяйства.
Цифры свидетельствуют
В нем, в числе прочего, установлено, что рождаемые в недрах "Ульяновскэнерго" цифры элементарно противоречат друг другу. В одном случае себестоимость показывается равной 128,5 руб. за гигакалорию (есть такая единица измерения в энергетике), в другом - 202,5 руб. В отчетах за 2001 год себестоимость единицы товарной продукции составила 189,41 руб./Гкал. В планах же она упорно показывалась равной 231,5 руб./Гкал. Между тем, загрузка ТЭЦ на 60 процентов позволяет, как считают специалисты, даже с учетом целого ряда не подтвержденных документально затрат, получать тариф в 153 руб./Гкал.
Другими словами, есть возможность снижения себестоимости, но энергетикам известен, вероятно, только один вектор - вверх. На 2002 год они представили в региональную энергетическую комиссию (РЭК) смету, согласно которой тариф получался 310 руб. за гигакалорию. Ровно вдвое выше, чем по расчетам экспертов. Это было уже сверхнаглостью, на что, видимо, РЭК энергетикам и указала, предложив снизить тариф до 244,4 руб./Гкал. Предложение, говорят, было тут же принято, без каких-либо споров. Наблюдая за террором энергетиков в отношении населения, когда они не останавливаются ни перед чем, включая возможную гибель людей от холода, их спешное согласие на предложение РЭК кажется странным и подозрительным. С чего бы это они так размякли? А с того, что и тариф, названный РЭК, им супервыгоден. Специалисты мэрии проверили его по бумагам, подготовленным самими же энергетиками. В итоге получилось, что тариф никак не может быть выше 174 руб. за гигакалорию. Значит, навар, на который нацелились люди из СМУЭК, составит как минимум 70 рублей за каждую единицу энергии. Или порядка 200-300 млн рублей в год.
Среднее звено
РЭК, утверждающая тарифы, является ведомством областного уровня, поэтому анализ манипуляций энергетиков с цифрами был направлен главе области Владимиру Шаманову. Ситуация на сегодня такова, что завышенность себестоимости признана наверху (правительством) и на местах, в частности, мэрией города Ульяновска. Свое слово теперь должно сказать среднее звено - область, понимая, что без установления достоверной картины в тарифах населению региона и его руководству энергетики и впредь будут выкручивать руки, поскольку завышенные тарифы лишат область шанса выбраться когда-либо из долгов.
О необходимости перепроверить цифры пресса начала говорить больше года назад, однако дело это с места до сих пор не сдвинулось. Где-то включен тормоз. Понятно, что губернатор не может сам сидеть с калькулятором и высчитывать, что к чему. На то есть специальные люди - зам по энергетике и начальник соответствующего департамента. Это они готовят для главы области заключения и проекты решений. К ним должны быть, в первую очередь, и вопросы.
Кто разблокирует систему?
Так уж получилось, что после выборов 2000 года обе названные выше должности заняли персоны, работавшие в свое время в одной конторе с главой СМУЭК Владимиром Аветисяном. В начале 2002 года один из них - Владимир Царев - был с поста вице-губернатора снят. Второй - Александр Бударин - остался и по-прежнему возглавляет департамент по ТЭК. Фактически это он автор политики областного руководства в данной сфере. Повышение же тарифов - его любимая идея, как и Аветисяна с Чубайсом. Все остальное, посредством наукообразных, отшлифованных под горох фраз, с успехом забалтывается. Надежд, что от этой своей линии департамент отступит, мало. Разблокировать систему должен, следовательно, кто-то другой. Например, Законодательное Собрание.
Правда, на это надежд не больше. В самый разгар энергокризиса депутат Грачев, директор НИИАРа, на слушаниях заявил буквально следующее: "А в Конституции нигде не записано, что гражданам обязаны поставлять горячую воду и тепло". Усилиями господина Грачева, вкупе с "защитниками народа" Зотовым, Трибунским, Казберовам, Евстифеевым, Литвиновым и Куманяевым, была торпедирована в тот день попытка провести в связи с энергетическим кризисом чрезвычайную сессию ЗС. В итоге все свелось к ничему не обязывающему базару. Так же это будет, видимо, и дальше.
Получается замкнутый круг. Город не имеет рычагов воздействия на РЭК и энергосистему. Область стоит на тормозе. Народные избранники - в режиме базара. Летом велик соблазн всем расслабиться и закрыть на проблему глаза. Но наше северное лето, как говаривал мудрый Пушкин, очень коротко, мелькнет, и нет его. А бесконечно истязать народ Александр Сергеевич не советовал, когда-нибудь это плохо кончится.
Юрий КАШИНСКИЙ.