UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 26 января 2002 года №12-13



От осинки не родятся апельсинки


Каждый день по возвращении домой девятиклассницу Марину ждет до боли знакомая картина: мама встречает у дверей и, бросив привычное: "Как дела?", - приступает к главному: пытает, какие оценки сегодня заработала дочь. И дочь покорно отчитывается за "пятерки" и, не дай Бог, "четверки". В семье старшеклассницы установка - учиться, учиться и учиться, чтобы поступить на юридический факультет, обеспечить себе светлое будущее.
Чтобы ребенок мог проторить туда дорогу, опираясь лишь на собственные силы, папы и мамы считают своим долгом ограждать его от всего, что мешает строить будущее.
Такие семьи в последние годы стали типичным явлением. Родители, невротизированные нескончаемыми кризисами, материальными проблемами, устремились к одной цели - обеспечить детям достижение карьеры и финансовых высот. Не спрося подростков, хотят ли они сами того, не задумываясь, хватит ли у них на это сил. Зачастую оказывается, что во имя материального благополучия в будущем в жертву приносится душевное равновесие сегодняшнего дня.
Педагог-психолог Центра социально-психологической помощи семье и детям Светлана Егорова не оспаривает устремления родителей и детей. Но...
У каждого детского возраста есть свои особенности, говорит психолог, для дошкольника главное в жизни - игра, для младшего школьника - учеба через игру, в среднем школьном возрасте самое интересное - общение со сверстниками, для старшеклассников - открытие "большого мира". Здесь зачастую и рождается конфликтная ситуация: родители 15-летнему отпрыску твердят об учебе, а он в это время думает о любви.
На прием к психологу мама привела сына - юношу под два метра. Мама жалуется, что сын совсем не думает о поступлении в вуз, значит, и о своем будущем. Пунцовый от неловкой ситуации "мальчик" объясняет психологу источник маминых тревог. Он влюбился, но мама так жестко контролирует время занятий сына, что он не может даже проводить одноклассницу до дома. Родители видят сына преуспевающим экономистом, по их мнению, все, что не касается учебы, ставит палки в колеса его карьеры.
Другой пример. Мама с дочерью перестали разговаривать друг с другом и могут молчать неделями. Женщина со средним образованием, обычной судьбой матери-одиночки лупит дочь за каждую "тройку", каждую помарку и ошибку в тетради. Своим материнским долгом она считает обеспечение дочери лучшего, чем у нее, будущего - обязательное высшее образование, удачное замужество. Но пока, по мнению психолога, ей удалось вырастить лишь "запуганного зверька". У девочки возникли серьезные проблемы в общении не только с мамой, но и со сверстниками.
В беседе с психологом выяснилось, что женщина сама никогда не отличалась коммуникабельностью, а училась в свое время вообще на одни "тройки". Объяснить ей, что "от осинки не родятся апельсинки", оказалось делом сложным.
Распространенная ошибка родителей в том, что они стремятся реализовать свои несбывшиеся мечты в своих детях. Стимулирует их устремления и современная киношная американская действительность, в которой в один прекрасный день бездомный становится обладателем миллионов, самая заурядная блондинка просыпается знаменитой.
По мнению психологов, живя в России, воплотить американскую мечту невозможно. Потому что это противоречит авторитетной педагогической теории, по которой детей все же воспитывают больше среда и семья. Если процесс воспитания взять за 100 процентов, то словесная информация на ребенка воздействует только на 30 процентов, а на 70 - образ жизни семьи, окружение, манеры общения родителей, их убеждения и т.д.
Активное вмешательство родителей в жизнь подростка, регламентирование всех его действий и поступков в итоге могут сломать психику: несамостоятельность ребенка, скорее всего, взрастит в нем инфантилизм. О каком благополучном будущем в этом случае могут мечтать родители?
Другая опасность категоричной обращенности подростка в будущее в том, что он не учится жить настоящим. Его мысли о том, что сейчас он лишь готовится к светлому будущему, не научат ценить сегодняшнее. Оно кажется ему репетицией, а настоящая жизнь начнется потом. В итоге ребенок "временно" учится в этом классе, "временно" дружит с ребятами во дворе, вообще "временно" живет в своем доме, городе.
Чрезмерные старания родителей в погоне за обеспеченным будущим своих детей оборачиваются проблемами уже на начальном этапе - в университете.
К психологу обратилась мама студента, который учится неважно, не усваивает необходимый объем материалов, при всем желании не может сдать сессию. Хотя в школе мальчик учился весьма успешно. Выяснилось, что в семье родители решали за сына все, вплоть до того, какую профессию выбрать и в какой вуз пойти. Сейчас студент и не прочь бы учиться, но идет необъяснимое отторжение всего, что связано с его пребыванием в университете.
Желание помочь родителям выбрать профессию, готовить ориентироваться во взрослой жизни следует только приветствовать, считают специалисты Центра психологической помощи семье и детям. Но всегда нужно чувствовать грань, за которой начинается подавление ребенка.
Не лучше ли в детях с самых ранних лет воспитывать успешность, составляющими которой являются умение самостоятельно принимать решения, уверенность в себе (не путать с самоуверенностью), правильная самооценка, общечеловеческие ценности. Насколько эти качества будут развиты в детях, зависит от того, насколько сами родители реализованы как личности в профессии и в роли папы и мамы.
Мы даже к телевизору относимся бережней и, не желая его сломать, не нажимаем на все кнопки подряд, и, если возникли проблемы, приглашаем специалиста. Папы и мамы, к сожалению, считают возможным, не задумываясь, нажимать на все "кнопки" психики ребенка. При том, что науку быть родителями им никто нигде не преподает. Психологи дают классический совет: учиться быть родителями, читать специальную литературу. Чтобы через много лет не было мучительно больно за сломанные судьбы собственных детей.
Алина БОРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz