Так природоохранный прокурор назвал структуры, призванные по роду своей деятельности природу защищать.
Состояние окружающей среды и ее охрана стали предметом обсуждения на совещании, прошедшем на прошлой неделе в администрации области. По словам природоохранного прокурора Владимира Бессарабова, в 2001 году прокуратура выявила 644 нарушения экологического законодательства. Нынешнее отношение к природе, сложившееся в области, он сравнил с отношением временщиков, живущих одним днем, совершенно не думая о том, что будет завтра. Вот некоторые примеры, приведенные природоохранным прокурором.
В Ульяновске городская свалка фактически имеется, а юридически не существует. Состояние ее таково, что через 10-15 лет будут загрязнены находящиеся под ней водоносные подземные слои.
Более трех тысяч предприятий области выбрасывают в атмосферу вредные вещества. У 62 из них ежегодный объем выбросов превышает 100 тонн. Не снижается количество предприятий, сбрасывающих неочищенные стоки в водоемы. Значительную опасность для окружающей среды представляют такие крупные предприятия, как "Авиастар", "УАЗ", "Волжские моторы", "ДААЗ", "Ульяновскцемент" и многие другие.
Много претензий со стороны прокуратуры было высказано в сторону различных органов, контролирующих природоохранную деятельность. Например, выявлено большое количество фактов строительства и захвата земли в прибрежной защитной волжской полосе, что законом запрещено. При этом все разрешающие документы на строительство соответствующими службами были в свое время выданы.
Прокуратура вскрыла грубые нарушения законности при проверке исполнения лесного законодательства. В частности, установлено, что Комитет природных ресурсов по Ульяновской области и лесхозы мирились с многочисленными фактами издания областными и местными властями незаконных правовых актов о предоставлении участков лесного фонда. Лесхозы плохо осуществляли функции использования, охраны, защиты леса, занимались предпринимательской деятельностью, совмещая ее с функциями государственного управления, что запрещено законом. Несмотря на повсеместное распространение незаконных рубок леса, материалы в правоохранительные органы не были направлены. Ежегодно за нарушение лесного законодательства к уголовной ответственности привлекалось не более 6% виновных лиц, а к административной - не более 15%. При этом допускалось длительное незаконное и нерациональное лесопользование. По результатам проверки прокурорами возбуждено 13 уголовных дел, вынесено 22 протеста, 33 представления, направлено 38 исковых заявлений в суды на сумму более 1,5 млн рублей. В качестве вопиющего был приведен пример, как в Мелекесском районе некий предприниматель вырубил леса на 10 млн рублей под строительство биатлонного поля. Когда его остановили, этот любитель биатлона уже наметил вырубку второго такого же участка для стрельбища.
Один из участников совещания привел в пример случай, когда браконьеры отстрелили двух лосей. Нарушителей поймали и отправили в суд, но те были отпущены "в связи с раскаяньем". Протест защитников леса в связи с чересчур мягким приговором прокуратура не приняла.
Руководители самых разных комитетов и управлений, имеющих то или иное отношение к охране природы, в своих докладах говорили, как правило, об одном - нехватке средств и кадров для нормальной деятельности. На это Виктор Сидорчев заявил, что большая часть из жалующихся на нехватку денег ничего не сделала для того, чтобы их стало больше, довольствуясь положением, которое сложилось в их службах на сегодняшний день. По словам Бориса Зотова, с 1996 года в Ульяновской области было принято 18 законов, касающихся экологии и природопользования. Готовятся к принятию еще несколько. Законов много, как и служб, стоящих на страже интересов природы, но лучше от этого не становится.
Нелли ПИСКУНОВА.