UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 26 декабря 2002 года №191



Спорить можно, воевать - нельзя


Споры в Законодательном Собрании области вокруг проекта областного бюджета на 2003 год продолжаются, хотя сам этот год уже, как говорится, не за горами. Надо полагать, рано или поздно бюджет будет все-таки принят; не менее очевидным представляется и то, что после его принятия на ЗС обрушится волна критики со стороны всех, кто данным основным финансовым законом нашего региона будет недоволен.
Сейчас аналогичная волна идет с противоположной стороны. Так уже было при принятии двух предыдущих бюджетов: вся мощь благородного гнева критиков обрушивается не на исполнительную власть, которая составляет проект бюджета, а на законодательную. Полномочия же ее, собственно, заключаются в том, что она может представленный проект либо принять, либо отклонить.
Отклонить нынешний бюджет, который на 1 миллиард 300 миллионов рублей больше предыдущего, с его 400 миллионами, присланными области федеральным центром на соцпрограммы, оставив финансирование на уровне одной двенадцатой от бюджета предыдущего года - не лучший вариант. Принять в том виде, в каком предлагает его обладминистрация - с 60 миллионами на "ледовый дворец", 40 миллионами на "придворные" СМИ и 11-ю - на праздники (в то время, когда на отопительный сезон выделяются явно недостаточные средства), - тоже радость небольшая. Критикам стоит, пожалуй, задуматься над вопросом: а как бы они сами повели себя на месте депутатов?
Вообще, бюджет (вернее, его принятие) в последние три года стал изрядной проблемой в жизни области. Кое-кто из чиновников исполнительной власти в связи с этим с ностальгией вспоминает горячевскую эпоху, когда бюджеты проходили через ЗС гораздо проще. Но времена меняются, и прошлое уже не вернуть. Не логичнее ли было бы со стороны исполнительной власти задуматься над поиском каких-то новых путей к тому, чтобы сделать бюджетные "бои" менее болезненными?
К слову сказать, искать-то ведь придется недолго; никаких Америк здесь открывать не надо. Еще когда завершалась "битва" за бюджет 2002 года, было решено, что ЗС и обладминистрация должны совместно "создать комиссию по... подготовке проекта областного бюджета на 2003 год" (цитирую по официальному документу). К сожалению, комиссия эта толком так и не работала.
Между тем федеральная практика показывает, что привлечение законодателей к работе над составлением бюджета (так поступило правительство РФ в нынешнем году) приносит неоспоримо хорошие плоды. Во всяком случае, через Думу российский бюджет 2003 года прошел без особых страстей.
Кому-то из читателей может показаться, что данный вопрос носит несколько абстрактный характер. Однако эта "абстракция" напрямую связана с нашей жизнью. Если бюджет будет принят с опозданием, плохо придется и врачам, и учителям, и ветеранам, и инвалидам. Но и от плохого бюджета никому легче не станет.
В конечном счете процесс принятия основного финансового закона области - это ведь процесс поиска некоего компромисса. И не лучше ли было бы для всех, если бы исполнительная власть области не "стеснялась" почаще встречаться с депутатами, обсуждать с ними принципиальные вопросы (и находить согласие по этим вопросам - в том числе, конечно, и по бюджету) в рабочих кабинетах, а не только в зале заседаний ЗСО? Там довольно часто возникает напряженная ситуация, обусловленная наличием не разрешенных ранее противоречий.
На Западе уже давно выведена чеканная формулировка: истинная демократия начинается со спора, но неизбежно заканчивается соглашением. Идти к такого рода демократии нам всем, конечно, придется еще долго, и путь к ней не усыпан розами. Однако стремиться к ней все же надо. И, желательно, побыстрее.
Игорь РЕДЛИХ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz