UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 10 декабря 2002 года №183



70 лет у него "птичка вылетает"


Александр Иванович Маркелычев - старейший, но вовсе не старый, фотограф Ульяновска. В минувшую пятницу в музее "Метеостанция Симбирска" открылась его персональная выставка фотографий и картин, приуроченная к 94-летию мастера.
59 раз прыгнул
- Будете писать, ничего не привирайте, а то одна ульяновская газета даже фамилию мою переделала, - сказал мне Александр Иванович. И, спохватившись, добавил: - Только не обижайтесь, я пошутил.
А я - ничего, тоже шутки понимаю.
Вообще, он действительно производит впечатление человека, обладающего острым умом, тонким чувством юмора, очень оптимистичного. А его манера разговаривать, вставляя остроумные замечания и глядя на собеседника совершенно молодыми глазами, делает рассказы образными и интересными, как и вся его жизнь, каждый этап которой он вспоминает с удовольствием:
- Родился я в Симбирске, на Панской улице. Отец - портной, мать - домохозяйка. Нас, ребятишек, было четверо. Когда отец умер, я, четырнадцатилетний, пошел работать, бросив учебу. Научился у одного местного "живописца" раскрашивать вывески, писал номера на домах. А в 1925-м году друг затащил меня в Дом работников просвещения, такой замечательный клуб, и люди в нем были хорошие. И вот там я для разных организаций, заводов писал лозунги, транспаранты, в то время это надо было.
Когда я вступил в комсомол, меня назначили пионервожатым. Баскетбол был любимой нашей игрой, еще - крокет, красивая, спокойная такая игра. Футбол и волейбол тогда не были популярны.
В 1931-м году меня "забрили" в армию, служил в Самаре, в стрелковом полку. Там я тоже был художником-оформителем. А за исполнение прыжка с трехметровой вышки получил от командующего в награду фотоаппарат. (Вот с него-то все и началось и до сих пор продолжается.) Службу я закончил на Дальнем Востоке. Там стал организатором группы, занимающейся парашютным спортом. Попрыгал немного: у меня было 58 прыжков. А 59-й, последний, сделал, уже вернувшись в Ульяновск - в день, когда родился мой сын.
С этого времени и до начала войны я работал фотокором в газете "Пролетарский путь". Воевал в Карелии - был начальником оперативного отдела по разведке и аэрофотосъемке. Так я попал в авиацию, не расставаясь с фотоаппаратурой. Любительством занимался тоже - для себя. А вообще-то там была нужна другая фотография - с воздуха, с 5 тысяч метров снимал расположение противника, его оборонительные сооружения. 21 июня 1944 года был прорыв на реке Свирь, прогнали финнов, освободили Карелию и двинули на север, в Заполярье. Там я закончил воевать.
Вернулся и опять - в газету, и снова - к пионерам, без них не мог. Ко мне в кинофотостудию 101 человек приходил заниматься.
В 78 лет уйдя на пенсию (надо же что-то делать!), стал заниматься живописью. Чтобы не скучать. Еще - рыбалкой, но сейчас для меня это тяжеловато, теперь только - краски, краски, краски...
Весенняя соната Маркелычева
На открытие выставки Александра Ивановича пришли поздравить его многочисленные ученики и люди, с которыми он долгое время работал: журналисты, фотокорреспонденты. Учеников у него - не одно поколение. Рассказ о своей жизни Маркелычев то и дело прерывал: "А вот мой ученик - известный фотокорреспондент Сережка Ершов", "А вот еще мальчишки пришли" - показывая на солидных людей с седыми уже висками. Журналисты вспоминали, как легко и приятно было работать с "дядей Сашей". Творческий человек, он всегда имел свой взгляд, свою точку зрения. Надежный, на него можно было положиться.
На выставку пришли студенты музучилища. Осмотрев картины и фотографии, они решили, что уместнее всего здесь исполнить "Весеннюю сонату" Бетховена. Потому что столько доброты и оптимизма в этих фотопортретах, столько чистоты и свежести в пейзажах! Словно там, среди этих березок, незримо, но вполне ощутимо, присутствует еще что-то - наверное, часть души Александра Маркелычева - чистой и открытой для всех.
Елена ЗЫКИНА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz