UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 3 августа 2002 года №111-112



Тренер
Полынь судьбы Митяя


В парке Победы живет настоящий бурый медведь. Поселился здесь на заре перестройки. Митяй, так зовут медведя, сначала находился в ишеевском зоопарке. Но грянули перемены. Животных содержать стало не на что. Их потихоньку начали разбирать состоятельные люди и организации. Митяя купило Ульяновское областное общество охотников и рыболовов за 400 тысяч тогдашних рублей.
Медведю соорудили берлогу, совмещенную с металлической клеткой. И хотя хозяева леса по обыкновению зимой спят, Митяй бодрствовал даже в стужу. Потому что взамен собственной лапы, которую будто бы сосут косолапые во время спячки, мишка ест сахарные косточки, мясные отвары с овсом, капусту, яблоки, морковь, свеклу, грибы и прочие продукты, от которых не отказался бы, пожалуй, и человек.
Харчи медведь должен отрабатывать. Он обязан выполнять роль учителя, воспитывать бойцовские качества лаек.
Во время испытания охотничьих собак Митяя выпускают из клетки на волю. На нем - ошейник с кольцом. К кольцу с помощью карабина пристегивают цепь, которая свободно скользит по тросу. Выскочив из рукотворной берлоги, зверь бежит в кустарник и там хоронится.
Спустя некоторое время по следу Митяя пускают молодых лаек. Охотничья собака должна отыскать косолапого и подать голос хозяину. Для медведя надрывный и истошный лай собаки - одна досада. И он кидается на назойливого пса. Попасть ему под горячую "руку" - значит, остаться калекой, а то и вовсе отправиться в мир иной. Митяй - матерый медведь. Ему около 15 лет от роду. От любой лайки мокрого места не оставит. Но никаких серьезных его схваток с собаками за эти десять лет не зарегистрировано.
- Неужели в Ульяновске есть даже любители поохотиться на медведя? - спрашиваю областного кинолога Вадима Смирнова.
- Конечно, есть! Любителей острых ощущений у нас наберется, пожалуй, десятка два. В их числе - главный врач санатория "Итиль" Ислам Хаертдинов. В августе - самое время охоты на медведя. Наши для этой цели специально берут отпуск, едут в Кировскую, Пермскую, Тверскую области. Если сложить все затраты, то охота на бурого медведя обойдется, наверное, тысяч в двадцать!
Хозяин тайги днем спит, забравшись в глухомань. Караулят его ночью на овсяном поле, куда он приходит кормиться.
Любовь к свободе
По словам егеря Игоря Воинова, Митяй в жаркую погоду не вылезает из бассейна. Может с утра до ночи лежать в воде. Но в минувший четверг, когда приехал корреспондент "СК", Воинов сделал исключение из правил, выманил яблоками Митяя из огромного корыта, наполненного водой. Медведь минут десять кружил по траве, выбирая стебельки понежнее, и, казалось, не обращал никакого внимания на постороннего человека с фотоаппаратом. На самом же деле зверь зорко сверлил маленькими глазками репортера, принюхивался к незнакомым запахам. И, не найдя ничего опасного для себя, по-детски вытянул язык, выпрашивая лакомство. Бутерброд с сыром проглотил в один миг. Егерь предупредил, чтобы я не приближался к животному ближе, чем на метр. Потому что Митяй хоть и выглядит миролюбиво, может внезапно сделать прыжок в вашу сторону и снять скальп с головы. Зверь есть зверь.
Передвигался медведь как-то неестественно, с трудом.
- Левая лапа травмирована, - поясняет егерь. - Еще в ишеевском зоопарке.
- А недавно он умудрился снять с себя ошейник, - продолжает Игорь Воинов. - Сел, как человек, на толстую задницу и лапами снял. Получив свободу, долго гулял по территории станции, щипал траву. Безусловно, он любит свободу. Но жить на свободе не сможет, потому что забыл все инстинкты охотника. Себя он не прокормит. Придет к людям и может натворить бед. Пусть уж живет до конца дней здесь.
Под опекой бизнеса
На станции медведю обеспечена сытная жизнь. На состоявшемся в тот день заседании совета Ульяновской облохотрыболоворганизации речь шла и о роли спонсоров в сохранении животного мира. Само общество едва сводит концы с концами. Выросли тарифы на аренду и охрану помещений, электроэнергию; подорожало топливо, техника, запасные части.
Охота все больше становится привилегией богатых людей. Эта тенденция характерна для всех российских регионов. За последние пять лет количество охотников и рыболовов-любителей в стране сократилось на 100 тысяч человек. Лопнули 39 специализированных магазинов.
В Ульяновске, по словам председателя общества Игоря Лычкина, в прошлом году было свыше 300 первичных общественных организаций на предприятиях, сейчас их вдвое меньше. Не хватает средств на содержание егерей, техники, инвентаря. Единственный выход - заключать договоры с коммерческими структурами. Станция, о которой идет речь, сейчас отдана в аренду предпринимателям. Они выплатили долги. Обустроили стенды и прилегающую территорию. Взяли на себя и расходы по содержанию животных - медведя, енота и лисят.
А взамен получили на пять лет право пользоваться складскими помещениями, которые находятся на территории станции.
Николай АЛАБЕРДИН.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz