UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 3 августа 2002 года №111-112



Павел Бородин:
"Я знаю, кто заказал мой арест"


Две недели назад госсекретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин посетил Ульяновск. Он приезжал на 85-летний юбилей своего тестя. Встречался и с руководством региона, после чего в газетах появились сообщения, что Бородин обещал подогнать в область то ли миллиард рублей, то ли миллиард долларов. Об этом и о многом другом - в эксклюзивном интервью Павла Бородина "Симбирскому курьеру".
- Я действительно недавно побывал в Ульяновске, приезжал поздравить тестя. Мы с ним вместе уже 33 года. С его дочерью мы очень счастливо живем, у нас большая семья. По поводу обещаний миллиарда скажу вот что. Я несколько раз привозил к вам в Ульяновск предложения по инвестициям, самих инвесторов и т.д., но пока вы не сделаете нормальную нормативно-правовую базу, никакие инвесторы и деньги к вам не пойдут. Уже сейчас можно бы к вам привезти миллиарды долларов, потому что у вас хороший инвестиционный климат. Это самодостаточное сельское хозяйство, свободные ресурсы зерна, кормодобавки, это прекрасный завод "Авиастар", это и "УАЗ", который сегодня производит легковые машины. Это не я говорю, а говорят зарубежные инвесторы.
- А чего же они не идут сюда, если так высоко оценивают наш инвестиционный климат?
- Когда они приезжают в Ульяновск на завод, у вас каждый цех принадлежит своему хозяину, и это на каждом производстве. Пока не будет, повторюсь, нормативно-правовой базы и единой ответственности, ни один инвестор к вам не пойдет. На заводах у вас слишком много хозяев, а должен быть один, может быть, коллективный, но один. Я понимаю, что новой администрации досталось тяжелое наследство, но к вам еще и при старом губернаторе трижды приезжало руководство компании "Мерседес". Я договорился о преференциях и льготном налогообложении, но мы так и не поняли, с кем заключать договор в Ульяновске, потому что хозяева на заводе менялись раз в месяц.
- То есть ключ в нормативно-правовой базе?
- Безусловно. Приведу пример. Когда я пришел в Москву в управление делами (это был 1993 год), мы обслуживали аппарат правительства - 1200 человек - и администрацию президента - 2500 человек. У меня работало 10 тысяч человек. Мы не могли найти три миллиона долларов. В 1994 году мы сделали нормативно-правовую базу, у меня стало работать 150 тысяч человек, и годовой оборот стал два с половиной миллиарда долларов, и обслуживали мы все правительство. Вот что такое нормативно-правовая база. Эти драки и дележки акций у вас зашли в тупик, и пока порядок не будет наведен, ничего не выйдет. А желающие сотрудничать за рубежом есть. Это и "Airbus", и "Bombardier", и "Chalenger", и "BMW".
- При словах "навести порядок" многие, если честно, вздрагивают...
- Навести порядок - не значит кого-то убить, взорвать или посадить. Просто все должны хорошо понимать, что у любого предприятия должен быть хозяин. Должна быть нормативно оформленная собственность на заводскую землю. С этой точки зрения Ульяновск представляет интерес. Вашего нового губернатора я знаю давно. Надеюсь, что он навести порядок сможет. Горячеву это не удалось.
- Вы вообще следите за делами в нашей области? Если да, как их оцениваете?
- Ульяновск я всегда вспоминаю с большой теплотой. Я получил в нем высшее образование, потом год работал преподавателем. Потом уехал на Крайний север. Кстати, после Ульяновского сельхозинститута я получил направление в Калининград, но не нашел там комнату. Нам с женой комнату дали только в бараке в Якутии, в поселке Усть-Нера, где минус 72,2 градуса. Там я начал работать. А Ульяновск для меня - это моя молодость. Сейчас город, к сожалению, сильно сдал в культуре и чистоте. Я помню, что, когда мы в нем жили, на улице не валялись банки и другой мусор. Во время моего посещения две недели назад мы ездили по городу на машине, и я слегка был поражен этим делом. Надо налаживать взаимодействие муниципальных и других служб города.
Я знаю о ваших проблемах с энергетикой. По-моему, это вопрос переговоров. Я когда-то встречался в Шуйской Чупе с бывшим президентом Финляндии - это очень обаятельный человек. Он говорил, что основная задача управленца - уметь договориться. Нужно садиться за стол переговоров, договариваться с энергетиками. Вы самодостаточный регион, и в этом отношении возможно проявить жесткость с вашей стороны. Конечно, категорически недопустимо, чтобы энергетические проблемы использовались для выкачивания денег. Ну и лично я, опять же категорически, против отключений света, воды и тепла. Считаю,что это уголовные дела, и те, кто этим занимается, должны понести наказание.
- Насколько я понимаю, Вы знакомились в Ульяновске и с ситуацией на авиазаводе. В каком плане?
- Да, мы говорили об этом с Владимиром Анатольевичем Шамановым. Речь шла в том числе и о возможности совместного производства с "Фольксвагеном". Потом Шаманов присылал ко мне двоих своих заместителей. Я им сказал, что мне нужны бизнес-планы и так далее. И по "Авиастару" , и по "Фольксвагену". На сентябрь назначена моя встреча с президентом "Фольксвагена", который прибывает в Москву для переговоров.
- А замы Шаманова какое впечатление на Вас произвели?
- Сложно сказать, кто и как это воспринимает. Поработаем - узнаем. На первый взгляд, грамотные ребята, хорошо рассуждают. Если и дела будут такие, то им цены не будет.
- Теперь от наших дел к российско-белорусскому союзу. Вас не выбивает из колеи то, что в его будущее верят далеко не все?
- Не выбивает, поскольку Союз уже состоялся. У нас одна таможня, одна граница. Мы унифицировали практически полностью правовое пространство, ввели единую ценовую политику, унифицировали цены на железнодорожные перевозки, на электроэнергию, подготовили и подробно проработали Конституцию на переходный период. И мы ведь не изобретаем здесь велосипед, а как и в Евросоюзе государства-участники сохраняют полную независимость, но часть функций будет делегирована союзному государству по принципу Евросоюза. Цель союза: построение единого рынка, единая социальная политика, движение капиталов и т.д. Уже сегодня товарооборот между Белоруссией и Россией составляет 11 млрд долларов в год, а, к примеру, между Россией и Китаем, с его огромным населением, - 10 млрд.
Если для кого-то Союз - это непонятное образование, то для меня это вполне конкретные дела. Когда я проехал в 2000 году по ряду городов Белоруссии и России, увидел заводы в Великом Новгороде, Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве, Липецке, Витебске, Минске, Могилеве, Гродно, Лиде - они стояли, у них были разбиты стекла и только охрана была. Сегодня эти заводы работают, выпускают продукцию. Бюджет союзного государства составлял тогда 800 млн. рублей, а за два года вырос до 3,3 млрд. Это такой же бюджет, как у вашей Ульяновской области. Мы - уже единое государство, надо только придать ему грамотную форму, и все будет нормально.
- После известных событий Вы стали человеком почти легендарным. Отношение к Америке и Швейцарии, участвовавшим в Вашем задержании, у Вас изменилось?
- Я отношусь к ним нормально. Я понимаю, что все это дело было заказано и оплачено из Москвы, я знаю, кто это оплачивал, но ни на кого не обижаюсь, жизнь такая. Я даже подаю до сих пор руку тем, кто меня заказывал. Иногда хочется по морде дать, но я подаю руку. Я глубоко верующий человек и считаю, что всех нас Бог ведет. Я поднялся с самых низов. В семье нас было четверо детей. Единственные вещи, которые у меня были в детстве, - это калоши и черные трусы. Остальное получал от старших сестер. Когда закончил в Ульяновске институт, днем преподавал, а по ночам вагоны разгружал. Так что много грузов на ваших станциях, заводах и мясокомбинатах перетаскал на своих плечах.
- Ваши родители живы?
- Мама жива. Вообще она живет тоже в Ульяновске, как и тесть с тещей, но ей уже 88 лет, и сейчас она в Москве у дочери, у моей младшей сестры. Отца нет, он умер давно, в 1964 году.
- Пишут, что у самого у Вас детей еще больше...
- Мы с супругой вводим в Москве второй детский дом. Первый был на 48 детей, второй - на 64 ребенка. Оба они не государственные, а семейного типа. Привлекаем бизнесменов, которые нам очень помогают.
- Был слух два года назад, что Вы собирались баллотироваться у нас в губернаторы. Это правда?
- Это одна из легенд. Никогда таких планов у меня не было. Я с уважением относился к предыдущему губернатору Юрию Фроловичу Горячеву и с таким же уважением отношусь к Владимиру Анатольевичу Шаманову. Я считаю, что каждый человек должен заниматься своим делом. Я вел уникальные стройки, которые никто не осуществлял в России в течение 100-150 лет. Это - реконструкция Белого дома, Кремлевского Сената, Большого Кремлевского дворца. Сейчас занимаюсь строительством союзного государства.
- В бытность Горячева губернатором о Вас была молва как о его друге. Какие отношения с ним сейчас?
- Прекрасные. Жаль, что в этот раз не увиделись.
- Работая управделами в Кремле, Вы, наверное, много чего узнали. В наше время модно писать книги. Не планируете?
- Думал на эту тему, но, понимаете, начну писать - начнут читать. Подумаем. Передайте мои самые добрые пожелания ульяновцам. Такой прекрасный регион на реке Волге должен жить достойно. Все, что в моих силах, я буду для этого делать. Я и раньше помогал области, когда во главе стоял Горячев. Буду и сейчас помогать. Очень надеюсь, что Ульяновск войдет в число передовых регионов, таких, например, как Татария. Я был там недавно - молодцы, очень много там сделано.
Беседовал Геннадий ЯКИМЧЕВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz