UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 20 сентября 2001 года №141



Бесы на цепях
Еще десяток лет назад один ульяновский педиатр лечил детей с помощью Черной книги


Жизнь людей прошлого была трудной и недолгой. Они, словно листья на ветру, неслись по времени. Но у них была вера, что вырвать из этого потока их сможет практическая магия.
Постоянным читателям "Симбирского курьера" должно быть известно имя Якова Ярова, который был сожжен в Симбирске 18 марта 1736 года за то, что лечил людей травами по запретным книгам. Он стал, как это часто бывало, жертвой кампании по сожжению разного рода знахарей, проводимой царскими властями. Для церкви он был еретиком, а в советское время его объявили чуть ли не симбирским Джордано Бруно. А он был просто чернокнижником, каких насчитывались сотни в округе города.
Чернокнижье в России начали изучать в XIX веке. В нашем крае этим вопросом занимался публицист и этнограф Владимир Петрович Юрлов, который оставил нам ряд любопытных публикаций о местных магах.
Под чернокнижьем понимают различные магические действия, связанные с общением человека с нечистой силой посредством специальных книг, которые все вместе известны как Черная книга. При чтении книги появляются черти, или бесы, которых чернокнижник должен заставить что-либо делать. Если читающий книгу не сможет занять демонов, то они разрывают его в клочки и удаляются. Чем опытнее чернокнижник, тем послушнее бесы, выполняющие его желания. Про одного симбирского колдуна сказано, что он пользовался "вызывными" книгами и держал в сенях бесов на цепях. Помимо таких профессионалов, все знахари в Симбирске делились на следующие группы. Во-первых, старики-начетчики, которые отчитывали беснующихся по старинным требникам. Во-вторых, гадатели по Библии, которых было много в разных сословиях, в том числе и среди помещиков (даже Владимир Мономах в свое время гадал таким образом). Более тесно общались с духами водогляды, то есть те, кто ворожил с помощью воды. Они могли сказать, где находится та или иная вещь, поэтому их часто приглашали искать клады. Другим типом знахарей были ворожецы, "промышлявшие различными заговорами", которые чаще были охранительными, чем портящими. А вот порчу наводили знахари-колдуны. К знахарям относили также и кладоискателей.
Многие знахари жили за счет своих способностей, но золото они делали не из олова, а из человеческой наивности. Так, в середине XIX века жил в нашем городе один кладоискатель, который извел свое состояние на оплату услуг разного рода шарлатанов по поиску зарытых богатств. Клад обычно прятался в сопровождении молитв или заговора, поэтому просто так он не мог "даться" и его необходимо было "отчитать". Все свои приключения старик-кладоискатель записал в специальную тетрадь, в конце которой сделал вывод, что все его обманывали, поэтому он так ни одного клада и не нашел.
Знахари в те времена выполняли роль врачей, так как население неохотно лечилось в больнице, считая лекаря "от общей могилы ключником". Они делали из трав какие-то снадобья и, давая их, нашептывали специальные заговоры. Чаще всего к знахарям обращались женщины, которые приводили к ним и своих детей.
Еще одна способность имелась у симбирских колдунов - предвидение будущего. Особым даром предвидения обладали чувашские колдуны. Они обязательно должны были быть приезжими, так как, по чувашским поверьям, чем дальше живет колдунья, тем точнее ее предсказание. Были колдуньи и среди мордовок. А среди городских жителей лучшие знахари жили в подгорной части, то есть на склонах Венца у Волги, и в Заволжье, в слободах и селах, куда возили лечить людей из города. В упомянутой выше тетради симбирянина XIX века называются волжская колдунья Алена Микитишна, кандалинский колдун Евсей и некий Часовенский колдун. Некоторые из них будто бы обладали такой силой, что заставляли клады превращаться в птиц и животных, которые слетались к их дому.
Многие из древних традиций до сих пор живут в нашем городе. Чернокнижники всегда передавали свои знания. Одни отдавали Черную книгу своим потомкам, обладавшим колдовской силой от рождения. Другие колдуны не успевали сделать этого до своей смерти и приходили уже после погребения, чтобы кому-то передать свой дар. Последний раз Черная книга была в Ульяновске у одного врача-педиатра, лечившего с помощью нее людей, но после его смерти в 1991 году она, как и полагается, пропала.
Сергей ПРОЗОРОВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz