UCOZ Реклама

Свежий номер...

Cуббота 8 сентября 2001 года №134-135



Приговорены к разлуке


Своего родного брата Ираида Петровна Бокарева никогда не видела. Родители разделили детей при разводе. Дочь - отцу, сына - матери. Дистанцию между ними сохраняли, похоже, намеренно.
Как выжить, научила мачеха
Разлад в отношениях родителей сопровождался еще одним событием - их двухлетняя дочь тяжело переболела корью. Однако мать и отец этому не придали особого значения. Они были охвачены предразводной агонией.
В итоге женщина, беременная вторым ребенком, ушла из дома, оставив дочь и мужа. Отец Ираиды не сразу заметил, что его двухлетняя дочка как-то неловко передвигается бочком, прихрамывает на левую ножку, и все вещи берет одной рукой. Когда обратился к врачам, диагноз прозвучал как приговор - полиомиелит.
Девочка, оставшаяся без матери, вынуждена была сама давать отпор болезни, на вечно занятого отца рассчитывать не приходилось. Она понемногу научилась обслуживать себя, а потом и выполнять работу по дому. Так было еще до появления в доме мачехи.
Вторая жена отца была классической мачехой. Более того, она привела в дом двух родных дочерей от первого брака. Спустя годы она выставит падчерицу за дверь. Немного оправившись от шока, Ираида решит, что все равно благодарна ей за то, что та научила больную девочку выживать в любых условиях. Родная мать не захотела этого сделать, а если б и захотела, то не смогла бы.
А пока в родительском доме девочка занимала четко определенное ей место. Для еды у нее была своя посуда - маленькая детская тарелочка. Ираида росла, но тарелочка оставалась прежней. За столом на кухне большая семья не помещалась (скоро у отца и мачехи родился общий сын), поэтому падчерице приходилось есть отдельно - за верстаком.
Именно ей не хватило ключа от дома. Поэтому вернувшись из школы, она, когда было тепло, играла около дома, а зимой, съежившись в комок от холода, ждала на крыльце. Проситься погреться к соседям ей было строго-настрого запрещено: "Нечего из людей жалость выжимать и хорошую, крепкую семью срамить".
Отец вроде бы не замечал, что его родной дочери несладко живется с мачехой. Возможно, потому, что редко бывал дома. Или потому, что очень дорожил добрыми отношениями со второй женой, хлебнув горя с первой. На Ираиду он порой подолгу засматривался и говорил: "Ты очень похожа на свою мать, такая же красивая". Тогда Ираиде исполнилось уже восемнадцать, и скоро она сама смогла убедиться, что по иронии судьбы практически скопировала женщину, которая едва не разбила отцу жизнь.
Тетя Лида, которую зовут мама
Из Павловского Посада Ираиде пришло письмо от бабушки по материнской линии. Та писала: "Внучка, если можешь, приезжай погостить. Хочу посмотреть, какая ты выросла. Приедет и твоя мать. Ненадолго. Она сейчас живет в Ялте. Пора бы вам увидеться".
Ираида решила ехать. Хотелось увидеть мать и Мишу - своего родного брата. Девушка знала, что он рос у бабушки. Мать отказалась и от него, одним махом вычеркнув из своей жизни не только первого мужа, но и его детей.
Тогда мачеха Ираиды встала на пороге: "У тебя одна мать - это я. К той не поедешь. Если поступишь по-своему, не возвращайся. Не пущу".
Ираида ушла. Решила, что не вернется ни за что - так оно и лучше. Только жаль было отца.
Добралась до Москвы. С Курского вокзала уходила электричка на Павловский Посад. Потом Ираида узнает, что тогда, на перроне вокзала, она не была так одинока, как ей казалось. Всего в нескольких шагах от нее стояла ее родная мать и пристально рассматривала свою дочь. Она узнала ее спустя 16 лет среди сотен людей благодаря невероятному сходству. И не сомневалась, что не ошиблась.
Электричка подошла. Народ двинулся на посадку, а мать с дочери не сводила глаз. Взглядом проводила до вагона. Убедилась, что девушка села и решительно пошла вдоль состава, выбирая вагон подальше от нее.
В Павловском Посаде на вокзале Ираиду встречала бабушка. Брата Миши дома не оказалось. "Его пока не будет", - коротко сообщили ей. Гостья из Ялты все не появлялась. Ее ждали с нетерпением. Она пришла ближе к ночи. Едва поздоровавшись, подошла к дочери, посмотрела на ее лицо, потом на искалеченные руку и ногу. Произнесла единственную фразу: "И что я тебя в младенчестве не удушила?".
В одном доме с матерью Ираида прожила почти месяц. Все это время женщина пыталась как-то вытеснить из памяти дочери слова, сказанные в первый вечер. Получалось у нее это неловко, но девушка приняла ее игру. Была с ней вежлива, спокойна, добродушна, называла тетей Лидой. Та против "тети" не возражала. Миша за целый месяц в доме не появился. Почему, никто не объяснял. О нем рассказывали, что он красивый мальчик и мечтает стать военным.
Пришло время возвращаться домой, которого в принципе уже не было. Ираида отправилась в Пензу, к матери отца, которая жила в десятиметровой комнатке в коммуналке.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz