UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 6 сентября 2001 года №133



Духи города


Еще несколько поколений назад симбиряне всерьез верили, что город, помимо людей, населяют еще и многочисленные духи. В конце XIX века наш земляк публицист Н.А.Мандрыкин писал, что в Симбирске перемешалось новое и старое, что горожане верят в домовых, чертей, оборотней и другую патриархальную нечисть. Благодаря работе собирателей фольклора того века мы можем узнать о том, что думали в прошлом о мире, о себе и о городе его жители. Первые фольклорные записи были сделаны еще в XVIII веке, и если бы подлинники их дошли до нас, то по значению их можно было бы поставить в один ряд со знаменитым сборником Кирши Данилова. Более ста песен записал в Симбирске историк-славянофил Дмитрий Александрович Валуев. Самую большую коллекцию знаменитейших сказок собрал Дмитрий Николаевич Садовников, которому помогали простые горожане, хранители традиций.
Первые поселенцы столкнулись с огромным необжитым краем, в реках и лесах которого жили, как и полагается, русалки, водяные и лешие. Волга представлялась первым жителям рекой, отделявшей мир живых от мира мертвых, переправившись через которую, можно было войти в общество всевозможной нечисти. С ростом города все это многообразие природных духов оказалось рядом с домами людей.
Уникальное месторасположение Симбирска благоприятствовало размножению русалок и водяных. Они жили в самых глубоких омутах на Волге, Свияге и даже в Симбирке, где были построены дворцы, кипела веселая и беззаботная жизнь. Русалки - молодые женщины, утонувшие в реках и озерах. В хорошую погоду они выплывали на острова, загорали, пели. Бывало, что вынырнет обнаженная красавица, сядет на край лодки и станет уговаривать рыбаков пойти с ней. Самые красивые русалки водились в Волге там, где сейчас лодочная станция, и в озере Маришка, ныне не существующем (но река Симбирка, берущая в нем свое начало, еще несет свои воды глубоко под землей). Самые зловещие водяные обитали в Свияге. Их любимым развлечением было пугать рыбаков и отдыхающих, являясь ночью в виде мертвецов в белых саванах. В связи с агрессивностью местных водяных не рекомендуется купаться музыкантам, которых они выкрадывают для своих развлечений, а также нельзя под водой показывать пальцем.
В наше время хорошие русалки встречаются редко по двум причинам. Во-первых, еще до революции церковь охотилась на них и успешно перекрестила большую часть популяции. Во-вторых, загрязнение водоемов не могло не сказаться почти на полном исчезновении вида.
Из домовых духов наиболее агрессивными считались банники, или анчутки, маленькие, волосатые, с голой головой чертенята. Так как по договору с церковью бани не освящались, черти чувствовали там себя прекрасно. Они просто издевались над хозяевами: то заморозят натопленную баню, то рубашку гвоздями к скамейке прибьют, то дурманом накачают. Одна из таких бань, где водились анчутки, стояла в районе сегодняшней остановки заволжских автобусов (на "пятачке"). Сейчас бань в городе почти не осталось, но многие старые дома еще могут быть местом обитания домовых духов, тем более что они способны переселяться в новые дома, построенные на месте старых.
Самым удивительным обитателем городской застройки является огненный змей. Эта рептилия летает по ночам и проникает в дом через печные трубы. Если по чувашским поверьям визит змея приравнивается к визиту аиста, то для русских такие встречи сулят не радость, а неприятности. Хотя многие мужчины в прошлые времена уверяли, что лично видели змея, чаще он посещал одиноких женщин, являясь им в виде прекрасных юношей или умерших мужей. Мужское население пользовалось змеями иначе. Сказав: "Тпру", - можно было остановить его и узнать все, что хочешь. Но это следует делать осторожно, так как от змея очень трудно потом избавиться. Он будет постоянно преследовать вас и жалобно умолять: "Отпусти! Отпусти...". Но это сделать не так просто, как кажется, поэтому остерегайтесь огненных змеев, увидев их над вентиляционной трубой своей девятиэтажки.
Больше всего жители Симбирска боялись ходячих мертвецов (зомби, по-нашему). Они ходили по ночам и стучались в окна. Особенно это любили делать самоубийцы, тревожа тех, кто довел их до такого состояния. Ходили по ночам и мертвые чернокнижники в поисках достойных учеников. Ничего хорошего встреча с зомби не сулила, так как эти существа были к тому же еще и каннибалами. Против них очень хорошо действовали солнечный свет, крест, святая вода и прочие известные всем способы. Иногда от непрошеных гостей спасали простая собака или другой, добрый, усопший. Эти способы спасения должны быть известны каждому горожанину, так как Симбирск стоит, можно сказать, на костях - весь центр города раньше был кладбищем, которое со временем было засажено деревьями и застроено.
Хочется закончить этот очерк суеверий на оптимистической ноте. Не- смотря на обилие враждебных городских духов, каждый человек имеет еще и одного собственного, который хранит его от всяческих бед. Этот дух находится всегда за вашим правым или левым плечом, поэтому выясните это точно и никогда не плюйте через то плечо, где стоит ваш хранитель.
Сергей ПРОЗОРОВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz