UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 16 октября 2001 года №156



Планета Железяка,
или Подводная одиссея капитана Голева


Операцию по подъему "Курска" можно считать завершенной. Сейчас в росляковском доке инженеры производят осмотр корпуса, берут пробы воды из реакторного отсека. Затем, когда из подлодки выкачают воду, на корпус поднимутся следователи и похоронные бригады. Последним нужно будет как можно быстрее и аккуратнее извлечь все тела и отправить их в морг. А следователям предстоят работы как минимум на три месяца.
Подъем "Курска" вновь всколыхнул в памяти трагические события прошлого года. Люди хотят знать правду о гибели подлодки. А я сразу вспомнил чебоксарского писателя-подводника, капитана II ранга в запасе Валерия Голева, с которым познакомился на семинаре литераторов Поволжья в Димитровграде.
Валерий Голев стройный, подтянутый, как и подобает морскому офицеру, в отличие от других пил только крепкий чай и рассказывал нам свою подводную одиссею.
- Мужики, а знаете, как в каютных разговорах моряки называют подлодку? - посвящал он нас. - Планета Железяка.
А потом пел под гитару:
"Бывает, мне снится:
Живой чередой
Угрюмые лица
Под мертвой водой".
Правду вряд ли узнаем
После окончания Ленинградского высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола Валерий Голев почти десять лет служил на Тихоокеанском флоте. Последним местом службы стала ПЛАРК - подводная лодка атомная с ракетами крылатыми. Дослужился до капитан-лейтенанта, командира штурманской боевой части. В 1990 году его по состоянию здоровья списали в запас. Уехал на родину, в Чебоксары, работал инструктором яхт-клуба, в настоящее время трудится в Чебоксарском книжном издательстве, пишет стихи, сказки для детей и серьезные рассказы о подводниках. Трагедия атомохода "Курск", как и всех нас, не могла оставить его равнодушным.
Голев сам неоднократно бывал в аварийных ситуациях, подвергался смертельной опасности, несколько раз тонул и горел. Было, что из-за разрыва трубопровода в отсеке стремительно выросло давление, и с большим трудом тогда удалось ликвидировать аварию. А однажды на подлодке, где он был штурманом, при погружении заклинило рули. Атомная субмарина "провалилась" на запредельно допустимую глубину. Когда послышался нарастающий визг и скрежет, подводников охватило неописуемое оцепенение и леденящий ужас. Многие уже прощались с жизнью, люди, как рассказывал Валерий, седели буквально на глазах. Казалось, еще мгновение - и подлодка от громадного давления лопнет, как скорлупа ореха. К счастью, прочный корпус выдержал, и, когда опасность миновала, моряки плакали и обнимались, радуясь, как дети.
А бывало, что подводники сами становились виновниками трагедии. Однажды советская подлодка, где служил Голев, попалась то ли в рыбацкий трал, то ли запуталась в сетях. Приказ есть приказ, всплывать в Атлантике было нельзя, и капитан скомандовал: "Полный вперед!". Атомная субмарина потянула за собой в морскую пучину хлипкое суденышко. Однако рыбаки, видимо, все-таки успели обрубить прочный фал, потому что, как вспоминал Голев, был толчок и резкое ускорение.
- Много чего было,- вспоминает бывший подводник. - С гидро-акустической станцией, которую выпустила иностранная подлодка, сталкивались. С китом сталкивались. Было столкновение с неизвестным плавающим объектом, который не смогли классифицировать акустики.
Мы вытаращили глаза: "Может, это был подводный НЛО?". Голев уклончиво пожал плечами.
Он помнит столкновения подлодок разных стран. Он рассказывал, как советская субмарина "бодала" американский авианосец. Тогда на нашей лодке погибло 28 человек. Отец одного из погибших, шофер с многолетним стажем, плакал и спрашивал офицеров-подводников: "Как же можно столкнуться в море, где столько места, столько воды?".
А суть в том, что надводные и подводные военные корабли различных держав "пасут" друг друга. Акустики, оснащенные самым современным супероборудованием, прослушивают буквально каждый кубометр океана. Но беда в том, что звук в водной среде распространяется неравномерно, в зависимости от плотности, солености и температуры воды. В зонах так называемой "гидроакустической тени" подводные и надводные корабли друг друга не слышат. Именно тогда, как правило, и происходят столкновения.
Можно ли было кого-нибудь спасти на "Курске"?
- Мне неизвестны подробности аварии, - говорит бывший штурман. - Но, думаю, при благоприятных обстоятельствах шанс у тех, кто стучал, был. Теоретический. Любой подводник должен уметь выходить из затопленного корабля. Им водолазы должны были передать баллоны с гелием для всплытия на поверхность. Многие из нас думали, что первым делом туда спустятся водолазы и подадут подводникам воздух, электричество, проведут связь.
Бывшего подводника Валерия Голева повергло в шок сообщение о том, что в России нет ни водолазов-глубоководников, ни снаряжения, ни специальных спасательных средств. Когда он служил, все это было. В 1988 году атомная подводная субмарина, где он был штурманом, принимала участие в учениях совместно со спасательной подводной лодкой, другими подводными и надводными кораблями, вертолетами и госпитальным судном "Обь". Отрабатывались, в том числе, и элементы спасения экипажа затонувшей подлодки.
Видимо, командование ВМФ с самого начала знало, что на "Курске" погибли все. А если это так, то мы вряд ли когда-нибудь узнаем всю правду о трагедии "Курска".
Тащить за "ноздрю"
Трагедия с атомной подлодкой еще раз показала, как низко ценится человек в нашем государстве. Высшее руководство страны и военное командование не смогли помочь терпящим бедствие морякам. А может быть, и не хотели. Такое в Военно-морском флоте случалось и в советское время, когда, как любят вспоминать ветераны в нашей армии, и "порядка было гораздо больше". Порядка - да, но возможности узнать правду - вряд ли.
Об этом говорит случай, о котором писала пресса. Передавала, как обычно, официальную версию, и многое осталось за кулисами.
В начале 70-х в Атлантике одна из первых атомных субмарин под командованием капитана II ранга Бессонова потерпела аварию. Причина - пожар. Часть экипажа эвакуировали на надводные суда ВМФ. Капитану предложили эвакуировать весь экипаж и тащить подлодку, как говорят на флоте, за "ноздрю". Чтобы управлять кораблем в этом случае, достаточно было одного боцмана и матроса на мостике. Если бы подлодка внезапно пошла на дно, они могли бы выброситься за борт в спасательных жилетах.
Но капитан Бессонов, проявляя ложное геройство, сам встал на мостик, остальным приказал остаться на местах. В результате того, что прогорели сальники, вода стала просачиваться внутрь. Подлодка стала стремительно тонуть. Моряки не успели выбраться из отсеков через единственный выход - центральный пост. Погибло 30 человек. Мало того, субмарина грозила утащить с собой на дно и судно-буксир. Пришлось срочно обрубить тросы.
Об этом рассказывали очевидцы трагедии - преподаватели Валерия Голева. Многие утверждали, что сам капитан Бессонов мог бы спастись. Однако он, видимо, осознав, к чему привел его героизм, мертвой хваткой вцепился в поручень и утонул вместе с оставшимся экипажем.
Намного позднее капитану Бессонову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. А погибших матросов так никто и не наградил. Рядовые военнослужащие в условиях "холодной войны" не представляли для адмиралов стратегической ценности.
Многое ли изменилось с тех пор?
Из досье капитана-подводника
В 1969 году произошла катастрофа, по масштабам сравнимая с гибелью "Курска". Советская дизельная подлодка, имевшая на борту три баллистические ракеты и более 100 человек экипажа, столкнулась с американской субмариной. Катастрофа произошла в так называемой "зоне гидроакустической тени". Американцы ударили нашу субмарину в бок. Их подлодка, получив некоторые повреждения, сумела благополучно добраться до базы. Советская - затонула на глубине 6000 метров.
Командование ВМФ долго не признавало гибели своей подлодки. Родственникам направили извещение с дежурной фразой: "Пропал без вести при выполнении боевого задания". При такой формулировке семьям погибших при наших дурацких законах не полагалось ни пенсии, ни других компенсаций и денежных выплат. Только во время перестройки признали факт гибели моряков.
Через два года после катастрофы американцы предприняли попытку поднять советскую подлодку. При подъеме субмарина разломилась - именно этого больше всего боялись участники подъема "Курска"! Удалось вытащить лишь носовую часть с шестью телами погибших моряков. Их похоронили, соблюдая морские традиции: звучали гимны обеих сверхдержав, гробы были покрыты двумя флагами - СССР и США.
Материал подготовил Александр ЛАЙКОВ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz