UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг. 15 марта № 37



Исламский непорядок
В мусульманской общине области зреет новый крупный скандал


Ульяновск, как говорят, единственный город в России, где существуют и действуют сразу три исламские религиозные организации, конкурирующие между собой - временами очень жестко - за сердца прихожан. По возрасту самым почтенным, оставшимся еще с советских времен, является духовное управление мусульман (ДУМ), которое возглавляет муфтий Аюп Дебердеев. Десять лет назад в городе была одна мечеть и один лидер. С перестройкой религиозная жизнь оживилась. Началось восстановление старых и строительство новых мечетей. Сейчас их в Ульяновске больше десяти. А в 1994 году появилось и новое духовное управление (муфтият).
Организовал его Тагир Шангареев, один из братьев Шангареевых, похвалявшихся тем, что постигали ислам в Саудовской Аравии. Под его юрисдикцию перешел ряд мечетей, в том числе в Вырыпаевке и на Верхней Террасе. Обе относятся к категории влиятельных. Перешли к Шангарееву и некоторые имамы (настоятели мечетей), в основном нового поколения, получившие образование вне пределов области. Так, Ирек Шайдуллин и Фаттых Алиуллов обучались в Бухаре.
В последующем Алиуллов учредил свой муфтият и стал конкурентом уже Шангарееву. Причем муфтияты тяготеют к разным межрегиональным духовным центрам. ДУМ во главе с Дебердеевым - к Центральному духовному управлению мусульман (председатель Талгат Таджутдин, резиденция в Уфе). ДУМ Шангареева - к Совету муфтиев России (председатель Равиль Гайнутдин, резиденция в Москве). ДУМ Алиуллова - к Казани.
Главная борьба идет за мечети. Это самостоятельные организации, действующие на принципах выборности. Высший орган - общее собрание прихожан. Собрание избирает приходской совет, его председателя и имама. От того, сторонников какого муфтия больше среди прихожан, зависит, куда склонится мечеть. Вербовка сторонников является одной из основных забот ДУМов.
Спор муфтиятов протекает шумно, перемещаясь раз за разом в залы судов. Месяцами шли процессы по Вырыпаевской мечети, с уходом которой не хочет мириться Аюп Дебердеев. В судах решалась и судьба новогородской мечети, где председателем совета был избран Мансур Шангареев. Однако суды, сначала районный, потом областной, посчитали, что избрание прошло с нарушением устава мечети, и обязали Шангареева оставить должность. Он решение исполнил и тут же сел сочинять собственный иск.
Жертвами противоборства оказываются и люди, к борьбе ДУМов не причастные, как это случилось в январе с главой ЦДУМ Талгатом Таджутдином. Когда он во время визита в Ульяновск решил посетить Вырыпаевскую мечеть, его оттуда вместе с Дебердеевым вытолкали. Дебердеев направил жалобу в органы власти, назвав своих конкурентов ваххабитами. Они же в ответ обвинили его в низком уровне знаний основ ислама. Правда, эти обвинения кажутся не очень серьезными, если иметь в виду начавшуюся сейчас критику Аюпа Дебердеева уже его сторонниками.
Толчком к взрыву этой критики стала поездка (хадж) в начале марта в Мекку группы паломников. Хадж - мероприятие дорогостоящее. Деньги, порядка 800 тыс.рублей, собрали спонсоры. Оказал содействие и новый губернатор. Отправились в Саудовскую Аравию 22 человека. Их имена знали немногие, а когда узнали, возмутились: 10 человек из 22 оказались родственниками Дебердеева. Среди них четыре его дочери, два зятя, сын, сват, сватья и личный водитель. Сын и одна из дочерей в Ульяновске даже не проживают, они из Пензы. Для всех них путевка была бесплатной.
Тут же Дебердееву припомнили и другие его грехи, описав их в направленных властям заявлениях. Оппоненты обвиняют муфтия в нарушениях устава мечети, где он является одновременно и председателем, и имамом. За два с половиной года вопреки уставу не было проведено фактически ни одного приходского собрания. Прихожане не ведают, куда уходят их деньги (главным бухгалтером мечети является дочь Дебердеева). Аюпа-хазрата обвиняют в вольном обращении с имуществом организации, в частности, автомобилями, и прилегающей к мечети территорией. На ней организована нелегальная автостоянка, дающая, по оценке критиков муфтия, до 15 тыс.рублей дохода в месяц.
Особый акцент оппоненты Дебердева делают на его болезненном пристрастии к заботе о своих родственниках. В 1996 году в районе УЦМ мэрия выделила ДУМу шесть участков земли под строительство жилых домов. Один из участков достался жене муфтия, другой - его дочери. Обе были названы членами правления, хотя таковыми, по утверждению антидебердеевцев, не являются. Словом, над головой Аюпа Дебердеева сгущаются тучи, которые могут прорваться ливнем и смыть его с его должностей. Несмотря даже на то, считают некоторые прихожане, что сан муфтия он сумел каким-то невероятным образом объявить в уставе пожизненным.
Артур ТАНИЕВ.
[обратно...|обсудить статью]

Hosted by uCoz