UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 7 июля 2001 года №98-99



Бесценный фарфор изобрел пленник


Две вазы метровой высоты, находящиеся в экспозиции на галерее Художественного музея, могли бы рассказать об истории мейсенского фарфора, полной драматизма, кровавых сцен и, конечно же, захватывающих легенд. В коллекции музея вазы появились из собрания симбирского купца Николая Шатрова. Они изготовлены мастерами мейсенской мануфактуры последней четверти XIX века, о чем свидетельствует клеймо из скрещенных голубых мечей.
В средневековье фарфор называли белым золотом, было время, когда королям, привыкшим пить из золотых кубков, мечталось держать в руках фарфоровые чаши. Сохранилась легенда о прусском короле, который, увидев китайскую фарфоровую вазу, хотел заполучить ее во что бы то ни стало. Владелец вазы - китайский мандарин - назвал цену: рота прусских драгун. Король не пожалел своих отборных воинов ради единственной фарфоровой вазы. Правда, дарил драгун голыми, без амуниции - так выходило дешевле. Таким образом Китай получил сто породистых, под два метра ростом, белокурых, голубоглазых европейских мужчин для обновления крови.
Найти собственный рецепт изготовления фарфора стало вожделенной мечтой европейских королей. Однако считалось, что легче получить золото из философского камня. Для этой цели короли приказывали своей тайной полиции искать умельцев-самородков. Их привозили во дворец и... приковывали цепями, чтобы не смогли сбежать вместе со своей тайной. Целая армия алхимиков трудилась над достижением этой цели.
Таким невольником стал и прусский аптекарь - алхимик Иоган Фридрих Беттгер, ученик аптекаря из Цорна. Тайная полиция нашла его в кабаке, где алхимик пил пиво и хвастался, что может получить золото из философского камня.
В застенках своего дворца король Фридрих I требовал от Беттгера получения золота из смеси ртути, серы и солей. Алхимику удалось бежать. Но тут же он был схвачен сыщиками курфюрста Саксонии и Польши Августа Сильного. Беттгера поселили под строгий надзор в Кенингштайне. Здесь он работал под руководством крупного ученого Эренфрида Чирнхауза, который много лет интересовался и проблемами изготовления фарфора, экспериментировал с белой глиной.
Через годы Беттгера перевозят в Мейсенский замок. Его учитель умирает. И алхимик один заканчивает многолетние эксперименты и делает открытие мейсенского фарфора, который тогда был в буквальном смысле на вес золота. Ему приписывали невероятные свойства, считалось, что он "выдает" отравленную пищу. И золото вскоре в самом деле рекой потекло в казну саксонского курфюрста.
В XVIII веке вся дворянско-помещичья Россия ела и пила из мейсенского фарфора. В 1760-1770 годах сюда поставлялось 40 процентов всего экспорта Мейсена.
История двух декоративных ваз, их путь в Симбирск пока не разгаданы. Очевидно одно, что вазы - триумф мейсенской мануфактуры. Каждая состоит из четырех частей, соединенных в одно целое: подставки, ножки, тулова и крышки. На вазах сочетаются живопись, лепнина. Силуэты ваз увивают гирлянды цветов, каждый лепесток которых вылеплен так искусно, что можно перепутать с оригиналом. Среди цветов "живут своей жизнью" амуры. Живописные сюжеты рассказывают о молодом поэте, ожидающем благосклонности муз, и поэте уже пожилом, когда снисхождение муз ему не нужно - все, поздно.
В XX веке ни один мастер не смог воспроизвести эти вазы. Когда в наш Художественный музей приезжали мастера мейсенского фарфора, они признались, что пытались повторить подобные вазы для презентации особо важным персонам. Но от этой идеи отказались - слишком трудоемкая работа.
Алсу ИДРИСОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью]

Hosted by uCoz