UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 28 июля 2001 года №110-111



Морской разведчик


Испытания "колокола", "боевая" возле берегов США, вахта на подлодке в Средиземном море во время путча ГКЧП... - это лишь немногие эпизоды морской судьбы ульяновца - капитана 2 ранга Петра Попова, ныне заместителя командира "арсенала".
Подводник
Как ни странно, в детстве Петр Попов не мечтал о море. Мальчишка из обычной украинской семьи, хотел пойти по стопам отца. Поступил в машиностроительный техникум, но сразу же после его окончания в 1976 году "загремел" на службу. Попал на флот. Но не расстроился, что придется служить три года, флотская служба была в почете.
Сначала молодого матроса направили под Ленинград, в военно-морскую учебную часть, где готовили спецов на подводные лодки. Там он выучился на радиометриста, и вновь новое распределение. Теперь уже в Кронштадт, где базировалась 25-я бригада подводных лодок.
В течение всех летних месяцев подлодка, на которой служил Петр Попов, выходила в Ладожское озеро, где проводились испытания подводных аппаратов. Тогда, в конце 70-х, исследовательское судно испытывало известные ныне аппараты "Колокол". Ладога была идеальным местом для этого. Приличная глубина и чистая вода. На испытуемую глубину погружалась подлодка, а к ней опускался "колокол". Тогда все испытания проходили без "ЧП".
Служба на флоте привила любовь к морю, без которого уже Попов не мыслил дальнейшей жизни. В 1978 году Петр Михайлович с отличием окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище и офицером попал служить на Северный флот, в поселок Полярный, в бригаду малых противолодочных кораблей типа "Альбатрос". Этот класс кораблей отличался тем, что на борту размещалось много оружия, корабль считался самым боеспособным в ВМФ. Целыми неделями молодой лейтенант находился вдали от берегов.
В разведке
Но больше всего запомнились 80-е годы. Служба в 159-й бригаде кораблей разведки. Вот тогда пришлось испытать сполна всю прелесть морской службы.
Экипажу разведкорабля, на котором служил Петр Попов, была поставлена задача следить за новыми американскими субмаринами и авианосцами у Восточного побережья США, вплоть до самой Кубы. Тогда американцы праздновали 200-летие своих военно-морских сил. В гости пожаловали англичане. И Главком ВМФ экипажу разведкорабля поставил задачу - сопровождать гостей на обратном пути до датского побережья, где натовские силы планировали высадить десант. И вот армада кораблей двинулась на север. Наш разведчик шел за ними буквально в двух милях. Слежение не прекращалось ни на минуту - радиоразведка, фоторазведка, визуальное наблюдение. Фиксировалось все - какие радиотехнические средства на авианосцах, какое вооружение, средства связи, вплоть до мелочей, есть ли "шрамы" на корпусах, спецзнаки. Иной раз советский военный корабль подходил к натовскому на расстояние ближе 150 метров. Здесь оплошность не допускалась. Малейший неправильный маневр - и столкновение. Но с задачей экипаж тогда справился.
А однажды разведкорабль выполнял спецзадание. Было известно, что американцы вот-вот спустят со стапелей какую-то субмарину. Но что это за подлодка - "Невада", которая находилась в ремонте, или новая "Аляска"? В принципе это лодки одного проекта и отличить их можно было лишь по незначительным признакам, о которых знали морские разведчики.
Едва наш корабль дошел до военно-морской базы Гротон (п-ов Флорида) и встал в трех милях от берега, как были выставлены два поста разведки, выброшены в море буи, которые способны фиксировать все шумы. Экипаж знал, что кровь из носа, но американцы спустят на воду подлодку. Но какую? Ответа на этот вопрос требовали в Главном штабе ВМФ и МО СССР.
Берег прекрасно просматривался (территориальные воды США всего три мили). Можно было видеть даже разукрашенных "герлз", гулявших по берегу, яхты, рыбаков на пирсе.
Наш корабль встал на якорь в режиме "тишина". И вдруг в один из дней моряки увидели, что подлодка выходит и движется в нейтральные воды. Чтобы догнать ее, нашему разведчику необходимо было запустить дизель. На это уйдет 10 минут. За это время субмарина при скорости 16 узлов могла скрыться из виду. Но морякам было известно, что лодки данного типа не ходят одни. Обязательно за ней "плетется" надводный корабль. Цель обнаружили быстро и не спеша пошли за американским надводным кораблем. Через некоторое время "американец" действительно вывел наш корабль на подлодку. Субмарина шла в надводном положении.
Морским разведчикам была известна и такая хитрость - все введенные в строй американские корабли поднимают государственный флаг. На субмарине флага не было. Значит, лодку еще не ввели в строй. Но это было не определяющим показателем. Необходимо было пройти рядом с субмариной и зафиксировать все до мелочей. 18 буев записывали все параметры атомного крейсера. 16 часов работали наши разведчики, но все-таки определили, что это была новая субмарина "Аляска". Информацию срочно послали в Москву.
Приходилось "охотиться" и за авианосцами. Наши моряки в ходе визуального наблюдения сумели определить, что за минуту с американского авианосца могут взлететь 17 самолетов, а за 8 минут его борт покинет вся базирующаяся авиация. Проводилось слежение и за ракетными пусками, наблюдали даже за "Шатлами", которые взлетали с мыса Канаверал.
В поисках секретов собирали даже мусор
Иногда американцы "доставали" наших моряков. В редкие часы отдыха, когда матросы и офицеры, изнывая от субтропической жары, поднимались на верхние палубы и валились от усталости с ног на деревянные доски, единственное спасение на железном корабле, в это время над нашим разведчиком начинали кружить иностранные самолеты. Да так низко, что гарь и остатки топлива падали на палубу. А в округе стоял рев двигателей. Это была психологическая атака.
Но атаковали американцы не только с воздуха, но и с моря. Когда наш разведчик стоял возле Нью-Йорка, к борту часто подплывали яхты. Местные жители предлагали менять военные фуражки на жевательную резинку, пепси-колу. Их яхты плавали в 5 метрах от корабля, иногда американцы фотографировали матросов, надводный корабль, раздражая тем самым офицеров.
В поисках секретов приходилось морским разведчикам собирать и мусор. Дело в том, что на больших американских кораблях каюты офицеров убирают матросы. Они сметают все, что лежит на столе офицера, так как нужное офицер прячет в стол. Мусор кладут в пакет, а потом выбрасывают в море. Эти пакеты потом и вылавливали наши. Тщательным образом осматривали их. Кроме пищевых отходов, попадались и ценные вещи. Так были найдены справочник по кораблям ВМС США, спецкарты, чертежи деталей кораблей, разная документация. Но чаще всего попадались порножурналы, которые сразу же забирал "особист" (представитель КГБ на корабле).
Велась разведка и таким методом. Офицер, который немного знал английский язык, каждый вечер просматривал все выпуски "Новостей". Все, что касалось ВМС противника, записывалось на магнитофон, а потом расшифровалось. По американским новостям узнавали и о прогнозе погоды на ближайшие дни. Это было особенно важно, потому что частыми гостями в тех широтах бывают ураганы. Порой шторм бушевал неделями. А разведкой заниматься все равно приходилось. Бледные от "морской болезни" моряки заступали на вахты.
А расслаблялись морские разведчики лишь на берегу, когда заходили на Кубу. Тогда для них устраивались экскурсии по городу, поездки на пляж. В рационе моряков появлялись экзотические фрукты и соки. Иногда кубинцы давали даже пиво.
Несмотря на огромное расстояние, почта из родного дома приходила за несколько дней. Самолеты дальней авиации, такие как "ТУ-95", постоянно летали над Атлантикой, и если собиралось много писем для моряков, то летчики "забрасывали" их на остров Свободы.
"ГКЧП" в море
Был Петр Попов свидетелем запусков космических кораблей типа "Челленджер". Мыс Канаверал, откуда производились запуски, хорошо просматривался с моря. Видно было и само огромное здание НАСА. Сам запуск - зрелище потрясающее, когда огромная махина устремляется в небо, и несколько минут виден большой огонь, а потом все исчезает в синем пространстве. Стал свидетелем Петр Попов и того злополучного полета "Челленджера", который через несколько минут взорвался в небе... Но об этом моряки узнали только из новостей.
А когда Попов служил на подводной лодке и находился на "боевой", в СССР произошел путч. О ГКЧП замполит узнал одним из первых. Получил телеграмму, в которой говорилось, что "согласно Конституции СССР президентом страны стал вице-президент СССР Геннадий Янаев". Что случилось на родине? Офицеры не могли понять. Да и как быть в такой ситуации - радоваться или плакать, проводить партсобрания, устраивать митинги в поддержку или протестовать? Пассивными в таких случаях моряки-партийцы не должны быть.
Долго решало командование подводного крейсера, что делать, информировать о ГКЧП матросов и офицеров или все-таки подождать. Дело в том, что на корабле каждый день замполит обязан проводить политинформацию, рассказывать личному составу обо всех события в стране. Но решили немного подождать.
На следующее утро новая телеграмма за подписью другого человека. Стало понятно: что-то в СССР не так. Решили не посылать никаких телеграмм поддержки. А когда в середине сентября лодка пришла на базу, тогда и узнали правду о случившемся. К тому времени подлодку уже встречало другое командование военно-морской базы. Многие адмиралы, что поддержали гэкачепистов, были отправлены на заслуженный отдых.
После службы на Северном флоте капитан 2 ранга Петр Попов был направлен в Ульяновск, в "арсенал", на должность заместителя командира части по воспитательной работе. Здесь он служит и по сей день. Но часто вспоминает морскую службу, особенно то время, когда был морским разведчиком.
Дмитрий ЛАНСКОЙ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz