UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота. 30 января № 14



Никогда не поздно сесть за виртуальную парту
Экономический совет Законодательного собрания области предложил создать региональную систему открытого образования


Любой человек должен иметь доступ к любому объему образования, за который он может заплатить. Такова концептуальная установка открытого образования (ОО). Это относительно новая, рыночно-ориентированная форма образования эпохи Интернета, который сделал возможным само открытое образование.
ОО охватывает все уровни - от среднего до высшего образования. Оно позволяет потребителю образовательных услуг (ключевой термин ОО) выбирать учебное заведение и поступать туда без экзаменов, выбирать набор дисциплин, преподавателя, время, темп и ритм обучения. Все это возможно благодаря тому, что в системе ОО человек учится за "виртуальной партой" - автоматизированным рабочим местом, проще говоря, за компьютером, подключенным к Интернету, посредством которого он получает доступ к учебным материалам и технологиям.
По словам проректора по информатизации Ульяновского государственного технического университета Петра Соснина, в США в 2000-2001 учебном году за виртуальные парты село около миллиона человек. "Открытое образование будет развиваться, и нам нельзя отставать", - сказал он, представляя в конце прошлой недели на Экономическом совете ЗСО программу создания региональной системы ОО.
В России открытое образование развивается около семи лет. В Ульяновске его лидерами являются УлГТУ и УлГУ. В частности, на сегодня технический университет охватил различными формами дистанционного обучения около 1,5 тысячи человек во всех районах области. Через два-три года их, по данным руководства вуза, будет 5 тысяч.
Программа создания региональной системы ОО, одобренная Советом, основана на межвузовской программе, принятой Министерством образования РФ, и соответствует тенденции развития открытого образования, которая поддержана на федеральном уровне. В августе прошлого года президент Владимир Путин выступил с инициативой информатизации сельских школ, для чего из федерального бюджета будет выделено 3 млрд рублей. В Минобразования разработана программа информатизации образования на 2001-2005 годы с объемом финансирования 1 млрд долларов, причем деньги уже выделяются. Перед новым годом Путин вновь заговорил о создании единого информационно-образовательного пространства, по поводу чего было принято постановление правительства.
Почему открытое образование называют наиболее рыночной формой, если для его развития выделяются бюджетные деньги? Финансирование из бюджета должно обеспечить создание единой образовательной среды, в первую очередь - массовую закупку техники. Финансирование региональной программы будет смешанное: на нее пойдут средства из федерального, областного и местных бюджетов, а также средства самих учебных заведений. Поэтому на Совете было предложено сформировать целевую бюджетную заявку на 2001 год.
Единая информационно-образовательная среда - необходимое условие ОО. Эту наиболее затратную его часть берет на себя бюджет, а непосредственная услуга пока будет платной. Эта форма образования нова, и "традиционным" педагогам многое придется в себе ломать. Преподавателям еще предстоит осознать себя игроками на рынке образовательных услуг. Некоторых это пугает.
"Образование не может быть чисто рыночной услугой, - заявил на Совете проректор по довузовской подготовке Ульяновского государственного университета Александр Жарков. - Система открытого образования должна быть не самодовлеющей, а дополнительной, чтобы ее платность не привела к социальному неравенству".
"Когда речь идет о бесплатном образовании, возникает вопрос: кто платит за бесплатное, - отреагировал на это заявление ректор УлГТУ Александр Горбоконенко. - В прошлом году у нас был конкурс 3,6 человек на место. Значит, если мы принимаем 1000 человек, то 2600 человек остаются за бортом высшего образования. Это и есть социальное неравенство".
Открытое образование помогает снять социальную напряженность такого рода благодаря открытости и демократизму. Удешевить услугу Горбоконенко предложил за счет объединения усилий вузов, которые могли бы, например, делиться друг с другом методическими разработками в сфере дистанционного обучения - "чтобы не изобретать велосипед".
Можно ли считать открытое образование полноценной альтернативой традиционному университетскому обучению? Да, считают эксперты: сегодня принцип "образование на всю жизнь" постепенно сменяется принципом "образование через всю жизнь". К этому подталкивает стремительно меняющаяся реальность, которая в условиях жесткой конкуренции на рынке труда требует от его участников постоянного обновления знаний и навыков, а зачастую вынуждает сменить карьеру.
Что касается качества и легитимности "открытых" дипломов, то, по словам проректора УлГТУ Петра Соснина, консорциумы вузов могут договариваться, за какой объем освоенных знаний они имеют право выдать диплом.
Сергей ГОГИН.
обратно...

Hosted by uCoz